1. Неисполнение законного предписания контролирующего органа влечет привлечение к административной ответственности должностных лиц заказчика.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на "Выполнение работ по строительству автомобильной дороги".
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Геострой" 23.12.2014 обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
Комиссия, рассмотрев 29.12.2014 жалобу ООО "Г" от 23.12.2014, решила признать указанную жалобу обоснованной, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения частей 5, 8, 13 статьи 34, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 29.12.2014 по делу N К-1976/14, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Г" от 23.12.2014, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), в соответствии с которым Заказчику, Уполномоченному органу предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 29.12.2014 по делу N К-1976/14 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте, назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона. Срок исполнения предписания - 19.01.2015
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом Предписание не исполнено.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не исполнивших Предписание в установленный срок, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 3.8 проекта государственного контракта установлено "В соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 20 февраля 2014 г. N 144-пп (пункт 11), Заказчик вправе произвести разовое авансирование (далее - Аванс) Подрядчику части стоимости контракта в размере, не превышающем 30% суммы лимита бюджетных обязательств текущего финансового года, в пределах средств, полученных из федерального бюджета, и средств бюджета Магаданской области, для оплаты поставок металлоконструкций, материалов. Конкретные суммы авансового платежа указываются в запросе на получение этих платежей, направляемых Подрядчиком Заказчику, с приложением заверенных копий Договоров на поставку металлоконструкций, материалов, а также счетов на оплату".
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы, а именно не указан размер аванса.
Таким образом, действиями Заказчика, Уполномоченного органа, нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктом 9.13 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Подрядчик вправе взыскать с заказчика штраф в размере _____ руб. (Размер штрафа устанавливается условиями Контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены Контракта или ее значения и определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Цена Контракта определяется по результатам электронного аукциона)".
Вместе с тем, согласно пункту 9.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе "За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных разделом 6 настоящего Контракта, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в сумме____ руб. (Размер штрафа устанавливается условиями Контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены Контракта или ее значения и определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Цена Контракта определяется по результатам электронного аукциона)".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы
В соответствии с частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке
Вместе с тем, в нарушение требований Закона контрактной системе Заказчиком, Уполномоченным органом не представлены на заседание Комиссии запрошенные документы.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не представивших на заседание Комиссии запрошенные документы, нарушают часть 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу "Кроме того, решение и предписание N К-65/15 Заявителем также не исполнены в отсутствие каких-либо правовых оснований.
Таким образом, Заявитель затягивает проведение Аукциона, уклоняется от исполнения выносимых ФАС России решений и выдаваемых предписаний, не приводит документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства. При этом законность вынесенных ФАС России решений и предписаний по названным делам подтверждена вышеуказанными судебными актами.
Таким образом, заказчик, указав в проекте контракта ссылки на Постановление Правительства РФ как правовой акт, определяющий размер штрафных санкций, без указания фиксированного размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок его определения, не исполнил обязанность, предусмотренную пунктами 4, 5, 6 Правил, о включении в контракт условия об ответственности сторон, что является нарушением частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2015 г. по делу N А40-25782/15)
2. Комиссия заказчика не вправе допустить организацию до участия в закупке, в случае, если в составе заявки участника представлены сведения о товаре, не соответствующем техническому заданию.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на закупку технических средств для нужд заказчика.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 23.01.2015 N 0173100004514000646-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе по следующему основанию: "В первой части заявки указано: "- дров влажностью 30% - 70 кг/ч; - относительная влажность 100% при температуре окружающего воздуха + 25°С; - запыленности воздуха 1,0 г/м;- скорость ветра 20 м/с" вместо требуемой документацией об аукционе - "- дров влажностью до 30% - 70 кг/ч;- относительная влажность до 100% при температуре окружающего воздуха не менее + 25°С;- запыленности воздуха до 1,0 г/м;- скорость ветра до 20 м/с".
В Приложении N 2 документации об Аукционе (Таблица "Наименование и описание объекта закупки") установлены, в том числе следующие требования по позиции N 1 "Кухня автомобильная": "Технические характеристики. Количество питающихся, чел., не менее - 200; количество обслуживающего персонала, чел. - 2; возимые запасы: продовольствия, не менее - 1 сутодачи, воды, не менее - 450 л.; время нагрева воды в объёме полезной вместимости от 10°С до кипения (на дизельном топливе), не более, мин. - 60; расход топлива, не более: дизельного - 12 л/ч, дров влажностью до 30% - 70 кг/ч; оборудование кухни должно выдерживать механические нагрузки, возникающие при транспортировании. Оборудование кухни не должно разрушаться и терять работоспособность после воздействия на кузов-фургон предельных величин: температура в диапазоне не менее (- 45...+ 40)°С; относительная влажность до 100% при температуре окружающего воздуха не менее + 25°С; запылённости воздуха до 1,0 г/м; скорость ветра до 20 м/с".
Подпунктом 1.2. пункта 1 инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе установлено следующее требование: "Описания значений показателей, которые указываются без изменений: "дров влажностью до 30%", "(при спущенных шинах до 0,08 МПа (0,8 кг/смI)", "относительная влажность до 100 % при температуре окружающего воздуха не менее + 25 °С; запылённости воздуха до 1,0 г/м; скорость ветра до 20 м/с".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что первая часть заявки Заявителя на участие в Аукционе содержит, в том числе следующие сведения по позиции N 1 "Кухня автомобильная ПАК-200М-04": "дров влажностью 30% - 70 кг/ч. Относительная влажность 100% при температуре окружающего воздуха + 25°С; запылённости воздуха 1,0 г/м; скорость ветра 20 м/с";
Учитывая изложенное, заявка Заявителя на участие в Аукционе не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Следовательно, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашёл своего подтверждения.
Заявитель не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в Арбитражный суд г. Москвы. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу "Учитывая изложенное, заявка Заявителя на участие в Аукционе не соответствует требованиям документации об Аукционе. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Доводы заявителя нарушения антимонопольным органом, связанные с неприостановлением размещения заказа, отклоняются судом, поскольку это право, а не обязанность ФАС России, кроме того жалоба заявителя была отклонена.
Прочие доводы заявителя не опровергают фактические обстоятельства, связанные с несоответствием заявки, и не свидетельствуют о нарушении закона при принятии оспариваемого решения.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение ФАС России вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с тем, у суда отсутствуют правовые основания для признания его незаконным в судебном порядке."
Таким образом, в удовлетворении требований заявителя было отказано.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2015 г. по делу N А40-72136/15)
3. В случае если закупаемый товар (работа, услуга) включен в аукционный перечень, заказчик не может выбрать такой способ закупки как конкурс.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению для молодых соотечественников - победителей конкурсов на знание истории и культуры России учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!".
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выбравшего неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
На основании части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системы.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
Согласно Извещению о проведении Конкурса закупка услуг отнесена к коду 74.87.17.990, наименование кода: "Услуги, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие, не включенные в другие группировки" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД).
Разделом 4 части 10 "Техническая часть" Конкурсной документации установлен следующий перечень услуг, требуемый к закупке:
"1. Формирование рабочей группы по проведению для молодых соотечественников - победителей конкурсов на знание истории и культуры России учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!".
2. Разработка единого логотипа учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!".
3. Разработка программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" для трех заездов (г. Санкт-Петербург и окрестности; г. Москва и окрестности; г. Казань и окрестности).
4. Реализация программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" для трех заездов (г. Санкт-Петербург и окрестности; г. Москва и окрестности; г. Казань и окрестности).
5. Бронирование билетов для проезда участников из стран проживания до г. Санкт-Петербурга и обратно (335 человек), г. Москвы и обратно (350 человек), до г. Казани и обратно (315 человек).
6. Приобретение билетов для проезда участников из стран проживания до г. Санкт-Петербурга и обратно (335 человек), г. Москвы и обратно (350 человек), до г. Казани и обратно (315 человек).
7. Рассылка билетов в представительства Россотрудничества за рубежом для распространения среди участников поездок.
8. Обеспечение страхования гражданской ответственности, жизни и здоровья всех участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
9. Рассылка копий страховых полисов в представительства Россотрудничества за рубежом для распространения среди участников поездок.
10. Подготовка инструкций (памяток) для участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по организации проезда.
11. Рассылка в представительства Россотрудничества за рубежом инструкций (памяток) для участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по организации проезда.
12. Обеспечение трансфера участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" при маршрутах с пересадкой в случае вылета из разных аэропортов или отправления с разных вокзалов.
13. Обеспечение трансфера участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по маршрутам "аэропорты/вокзалы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани - гостиницы в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани" и "гостиницы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани - аэропорты/вокзалы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани".
14. Обеспечение проживания участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" и сопровождающих в гостиницах в г. Санкт-Петербурге (335 человек), г. Москве (350 человек), г. Казани (315 человек).
15. Обеспечение горячим трехразовым питанием участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" и сопровождающих в гостиницах в г. Санкт-Петербурге (335 человек), г. Москве (350 человек), г. Казани (315 человек).
16. Организация фуршетов в рамках проведения заключительных мероприятий (дискотек) в гг. Москве (350 человек), Санкт-Петербурге (335 человек), Казани (315 человек).
17. Транспортное обслуживание участников в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани и их окрестностях при реализации программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
18. Обеспечение информационными брошюрами участников каждого заезда учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
19. Обеспечение сувенирной продукцией победителей конкурсов/викторин в рамках заключительных мероприятий (дискотек) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
20. Обеспечение участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" раздаточной продукцией
21. Оформление (заполнение) визовых анкет для участников в установленной Консульским департаментом МИД России форме.
22. Обеспечение информационного сопровождения мероприятия".
Вместе с тем, услуги, оказываемые в рамках исполнения контракта, к примеру, услуги по предварительному заказу билетов на автомобильный (автобусный) транспорт, транспортные услуги, услуги по предварительному заказу билетов на воздушный транспорт, соответствуют коду ОКПД 63 "Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств", также, к примеру, услуги по предоставлению мест для временного проживания и сопутствующие услуги, соответствуют коду ОКПД 55 "Услуги гостиниц и ресторанов", которые включены в Перечень.
Следовательно, Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме открытого конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме Конкурса, не соответствуют части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Один из участников закупки, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу "Вместе с тем, услуги, оказываемые в рамках исполнения контракта, к примеру, услуги по предварительному заказу билетов на автомобильный (автобусный) транспорт, транспортные услуги, услуги по предварительному заказу билетов на воздушный транспорт, соответствуют коду ОКПД 63 "Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств", также, к примеру, услуги по предоставлению мест для временного проживания и сопутствующие услуги, соответствуют коду ОКПД 55 "Услуги гостиниц и ресторанов", которые включены в Перечень.
Следовательно, Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме открытого конкурса."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015 г. по делу N А40-64764/2015)
4. В случае, если инструкция по заполнению заявки участником закупки содержит противоречивые данные, не позволяющие подать заявку, соответствующую техническому заданию, комиссия заказчика не должна отказывать организации в допуске к участию в закупке по таким пунктам.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному содержанию и уборке помещений.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.03.2015 N 0195100000615000002-1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе "на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона участнику закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона (в части 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе было установлено следующее требование к характеристикам: Дезинфицирующий гель с отбеливающим эффектом: "Состав - не менее 5% анионные поверхностно-активные вещества; гипохлорит натрия не менее 30%, не менее 5% гидроксид натрия". В первой части заявки на участие в электронном аукционе участника закупки в характеристиках состава Дезинфицирующего геля с отбеливающим эффектом отсутствуют сведения об анионно поверхностно-активных веществах".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установленной в пункте 2.3.2.4 раздела 2.3 документации об Аукционе: "В случае, если в Информационной карте электронного аукциона содержится требование об указании конкретных показателей товара, соответствующих значениям эквивалентности, установленным документацией об электронном аукционе, указанные показатели заполняются в соответствии с разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету аукциона и определенные в Техническом задании.
Если в Техническом задании устанавливаются несколько показателей относящихся к товару и значения которого перечисляются и сопровождаются буквой и/или знаками "и", "/", ",", Участником электронного аукциона должен быть предложен товар, с точно таким же значениями, сопровождаемые буквой и/или знаками "и" и/или "/" и/или ",".
Если в приложении к Техническому заданию прописано требование "или", "либо", то данные союзы нужно трактовать, как знак альтернативности понятий, то есть следует выбрать одно значение из нескольких предложенных.
Применяемые в показателях, характеристиках товара слова:
"не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
"не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
"более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
"менее" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
"больше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
"меньше" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
"свыше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
"не ниже" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
"выше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
"ниже" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
"превышает, превышать" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
"не превышает, не превышать" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение.
Применение символов:
"" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
"" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
">" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
"<" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение.
При подготовке заявки Участнику электронного аукциона необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров при сопровождении словами "от", "до" указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели через тире. При этом предлоги "от" и "до" должны отсутствовать.
Если прописано в требуемом значении и требуемом параметре требование к геометрическим, габаритным размерам со словосочетанием "менее" или "более" и размеры представлены в виде "АхВ" или "АхВхС (или иные геометрические размеры), то "менее" или "более" касаются каждого значения.
При наличии слова "диапазон" Участнику электронного аукциона необходимо указать значения, представленные в предлагаемом диапазоне (интервале) с указанием "в диапазоне" и минимального и максимального значения через тире, т.е. должен быть предложен товар именно с таким значением показателя в диапазоне. Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается словами "диапазон должен быть не менее от...- до", или "диапазон должен быть не более от...- до..." Участником электронного аукциона должен быть предложен товар с конкретными значениями верхнего и нижнего предела показателя через тире, но без сопровождения словами "диапазон должен быть не менее от...- до", "диапазон должен быть не более от...- до...".
Предоставляемые Участником электронного аукциона сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "не должен", "не должна", "не должны". Не допускается использование Участником электронного аукциона формулировок "не более", "не менее".
При подаче сведений Участником электронного аукциона должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании.
Если в Техническом задании указаны конкретные значения показателей, и значения показателей не сопровождаются словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "до", Участником электронного аукциона должен быть предложен товар, со значениями, заданными в Техническом задании, данные значения показателей не изменяются!
Сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований".
Согласно пункту 65 таблицы N 1 приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе: состав дезинфицирующего геля с отбеливающим эффектом должен предусматривать "не менее 5% анионные поверхностно-активные вещества; гипохлорит натрия не менее 30%, не менее 5% гидроксид натрия".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что с учетом отсутствия в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе порядка применения знака ";", при составлении заявки на участие в Аукционе Заявитель применил знак ";" как выбор одного значения из предложенных параметров документации об Аукционе, сделав выбор между анионными поверхностно-активными веществами и гипохлоритом натрия и гидроксидом натрия, перечисленным Заказчиком через знак ";".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе содержатся противоречия в части случаев использования знака ";", а именно, из положений инструкции невозможно установить допустимо ли представление в заявке на участие в Аукционе нескольких возможных значений показателя или необходимо представить единственное точное значение показателя.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, действия Заказчика, не установившего инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе надлежащем образом, нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу "Необходимо отметить, что исходя из имеющейся практики заказчики в случае использования знака ";" в документации о закупке, предусматривают порядок его применения, который в большинстве случаев имеет значение разделяющего знака предполагающего выбор одного из показателей товара.
Кроме того, суд обращает внимание, что целью размещения заказа является на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а требования установленные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок направлены на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Таким образом, Заказчиком не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2015 г. по делу N А40-76994/2015)
5. Оператор электронной площадки должен обеспечить бесперебойность проведения электронного аукциона, в том числе заключение государственного контракта.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного средства (Галотан).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность с помощью электронной подписи подписать контракт.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
Согласно части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания такого аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 18.11.2014 N 0167200003414006555-1 заявка Заявителя признана единственной заявкой поданной на участие в Аукционе, соответствует требованиям документации об Аукционе.
Согласно доводу жалобы Заявитель не смог подписать 09.12.2014 контракт с помощью усиленной электронной подписи, в связи с тем, что Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что регламентированный срок подписания контракта до 09.12.2014. Таким образом, Заявитель обязан был подписать контракт до 09.12.2014.
Вместе с тем, согласно части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контактной системе признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, в срок, установленный частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Комитет по контролю в сфере закупок Тюменской области письмом от 03.12.2014 N 2503/14 согласовал возможность заключения контракта с Заявителем.
03.12.2014 Заказчик получил согласование Комитета по контролю в сфере закупок Тюменской области, что подтверждается отметкой в решении Комитета по контролю в сфере закупок Тюменской области.
Комиссия приходит к выводу, что регламентированный срок подписания контракта до 23.12.2014.
Вместе с тем, Заказчику от Оператора электронной площадки 10.12.2014 пришло уведомление о том, что Заявителем в регламентированный срок не направлен подписанный проект контракта, а также рекомендация о формировании протокола об отказе от заключения контракта.
Заказчиком опубликован протокол отказа от заключения контракта от 11.12.2014 N 0167200003414006555-2 на сайте Оператора электронной площадки, в связи с тем, что Заявитель не смог подписать контракт до 09.12.2014.
Таким образом, не обеспечив Заявителю возможность подписания контракта, Оператором электронной площадки нарушена часть 22 статьи 68 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что Заказчик 11.12.2014 принял решение об отказе от заключения контракта с Заявителем, Заказчиком нарушен пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "03.12.2014 Заказчик получил согласование Комитета по контролю в сфере закупок Тюменской области, что подтверждается отметкой в решении Комитета по контролю в сфере закупок Тюменской области.
Таким образом, Комиссия ФАС России правомерно приходит к выводу, что регламентированный срок подписания контракта до 23.12.2014.
Вместе с тем, Заказчику от Оператора электронной площадки 10.12.2014 пришло уведомление о том, что Заявителем в регламентированный срок не направлен подписанный проект контракта, а также рекомендация о формировании протокола об отказе от заключения контракта.
Заказчиком опубликован протокол отказа от заключения контракта от 11.12.2014 N 0167200003414006555-2 на сайте Оператора электронной площадки, в связи с тем, что Заявитель не смог подписать контракт до 09.12.2014.
Таким образом, не обеспечив Заявителю возможность подписания контракта, Оператором электронной площадки нарушена часть 22 статьи 68 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что Заказчик 11.12.2014 принял решение об отказе от заключения контракта с Заявителем, Заказчиком нарушен пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя относительно неверного применения ФАС России норм материального права в части регламентированного срока подписания контракта участником аукциона и Заказчиком не состоятелен ввиду следующего.
Заявитель указывает, что согласно Решению регламентированный срок подписания контракта участником аукциона истекал 23.12.2014, в том время как 23.12.2014 истекал не срок подписания контракта участником, а срок его заключения (подписания участником аукциона и Заказчиком).
Однако, Заявитель не верно изложил в своем заявлении часть Решения, тогда как согласно тексту Решения, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что регламентированный срок подписания контракта до 23.12.2014, а именно заключения контракта в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия ФАС России фиксирует фактические нарушения и указывает на наличие признаков состава административного правонарушения в действиях Заказчика, то есть правовых оснований для не фиксации данных нарушений в действиях субъектов контроля у контрольного органа в сфере закупок не имеется.
Учитывая вышеизложенное, Оператор электронной площадки не исполнил обязанность по обеспечению непрерывности проведения электронного аукциона, надежности функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, Заказчик нарушил установленный порядок заключения контракта.
Учитывая вышеизложенное, что оспариваемое Решение ФАС России от 22.12.2014 по делу N К-1910/14 является законным, обоснованным, принято в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанных ненормативных правовых актов недействительными.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований."
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных заказчиком требований было отказано.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015 г. по делу N А40-53543/2015)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализирована судебная практика по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В частности, отмечено, что организация не может быть допущена к закупке, если в составе заявки предоставлены сведения о товаре, не соответствующем техническому заданию.
Нельзя проводить конкурс, если закупаемый товар (работа, услуга) включен в аукционный перечень. Он утвержден Правительством РФ (распоряжение от 31 октября 2013 г. N 2019-р).
Рассмотрен вопрос о применении инструкции по заполнению заявок участником закупки. Указано, что если она содержит противоречивые данные, не позволяющие подать заявку, соответствующую техническому заданию, комиссия заказчика не должна отказывать в допуске к участию в закупке по таким пунктам.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.