Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2015 года
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2015 года
Арбитражный суд в составе судьи (147-515)
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Туристический центр "ОСТ-ВЕСТ"
к Федеральной антимонопольной службе России, Россотрудничество
3-и лица: ООО "Оптовая торговая компания"
о признании недействительным решения и предписания
с участием:
от ответчика: ФАС России - Куликова А.Е. по дов. от 02.06.2015 установил:
ООО "Туристический центр "ОСТ-ВЕСТ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 25.03.2015 г. по делу N К-222/15.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен судом в установленном законом порядке.
ФАС России по заявленным требованиям возражало, представил ранее письменный отзыв, мотивированный тем, что оспариваемое решение и предписание ФАС России вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Заказчиком, в действиях Заказчика выявлены нарушения, в связи с чем просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Россотрудничество в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв, возражал по заявленным требованиям по основаниям изложенным в отзыве, продержал позицию ФАС России.
Третье лицо ООО "Оптовая торговая компания" в судебное заседание не явилось, извещен судом в установленном законом порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд установил, что срок, установлены для оспаривания ненормативных правовых актов, установленный ч. 4 ст. 198 АПК заявителем не пропущен.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 27.02.2015 Федеральным агентством по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по гуманитарному международному сотрудничеству (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению культуры России учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй Россия!" номер извещения 0173100006015000009 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru
Согласно Извещению о проведении Конкурса закупка услуг отнесена к коду 74.87.17.990, наименование кода: "Услуги, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие, не включенные в другие группировки" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
18.03.2015 в ФАС России поступила жалоба ООО "Оптовая торговая компания", на действия Заказчика, который по мнению Общества, неправомерно выбрал способ определения подрядчика путем проведения открытого конкурса.
25 марта 2015 г. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок по делу N К-222/15 принято решение о признании жалобы ООО "Оптовая торговая компания" обоснованной; признании в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
25 марта 2015 г. Комиссией по делу N К-222/15 Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, предписывающее:
Заказчику аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на оказание услуг по проведению для молодых соотечественников - победителей конкурсов на знание истории и культуры России учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!" (номер извещения 0173100006015000009), а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru информацию об аннулировании указанного определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчику в срок до 08.04.2015 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте cibvlskayap)las.gov.ru.
Не согласившись с указанными решением и предписанием заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд пришел к выводу, что решение и предписание Федеральной антимонопольной службы России от 25.03.2015 г. по делу N К-222/15 вынесены с соблюдением норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере закупок, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль за соблюдением, в том числе, заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о Контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Конкурса осуществлялось в соответствии с Законом о контрактной системе.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Оптовая торговая компания" на действия Заказчика, который по мнению Общества, неправомерно выбрал способ определения подрядчика путем проведения открытого конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления Комиссией ФАС России внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе было вынесено решение от 10.02.2014 N К-235/14 о признании жалобы ООО "Оптовая торговая компани" обоснованной, согласно которому в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
На основании указанного Решения, Заказчику, Уполномоченному органу было выдано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путём аннулирования Конкурса, которое было исполнено Заказчиком в полном объеме.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права.
Довод Заявителя об отсутствии в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе отклоняется судом.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системы.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
Согласно Извещению о проведении Конкурса закупка услуг отнесена к коду 74.87.17.990, наименование кода: "Услуги, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие, не включенные в другие группировки" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД).
Разделом 4 части 10 "Техническая часть" Конкурсной документации установлен следующий перечень услуг, требуемый к закупке:
1. Формирование рабочей группы по проведению для молодых соотечественников - победителей конкурсов на знание истории и культуры России учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!".
2. Разработка единого логотипа учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!".
3. Разработка программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" для трех заездов (г. Санкт-Петербург и окрестности; г. Москва и окрестности; г. Казань и окрестности).
4. Реализация программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" для трех заездов (г. Санкт-Петербург и окрестности; г. Москва и окрестности; г. Казань и окрестности).
5. Бронирование билетов для проезда участников из стран проживания до г. Санкт-Петербурга и обратно (335 человек), г. Москвы и обратно (350 человек), до г. Казани и обратно (315 человек).
6. Приобретение билетов для проезда участников из стран проживания до г. Санкт-Петербурга и обратно (335 человек), г. Москвы и обратно (350 человек), до г. Казани и обратно (315 человек).
7. Рассылка билетов в представительства Россотрудничества за рубежом для распространения среди участников поездок.
8. Обеспечение страхования гражданской ответственности, жизни и здоровья всех участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
9. Рассылка копий страховых полисов в представительства Россотрудничества за рубежом для распространения среди участников поездок.
10. Подготовка инструкций (памяток) для участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по организации проезда.
11. Рассылка в представительства Россотрудничества за рубежом инструкций (памяток) для участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по организации проезда.
12. Обеспечение трансфера участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" при маршрутах с пересадкой в случае вылета из разных аэропортов или отправления с разных вокзалов.
13. Обеспечение трансфера участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по маршрутам "аэропорты/вокзалы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани - гостиницы в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани" и "гостиницы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани - аэропорты/вокзалы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани".
14. Обеспечение проживания участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" и сопровождающих в гостиницах в г. Санкт-Петербурге (335 человек), г. Москве (350 человек), г. Казани (315 человек).
15. Обеспечение горячим трехразовым питанием участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" и сопровождающих в гостиницах в г. Санкт-Петербурге (335 человек), г. Москве (350 человек), г. Казани (315 человек).
16. Организация фуршетов в рамках проведения заключительных мероприятий (дискотек) в гг. Москве (350 человек), Санкт-Петербурге (335 человек), Казани (315 человек).
17. Транспортное обслуживание участников в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани и их окрестностях при реализации программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
18. Обеспечение информационными брошюрами участников каждого заезда учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
19. Обеспечение сувенирной продукцией победителей конкурсов / викторин в рамках заключительных мероприятий (дискотек) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
20. Обеспечение участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй. Россия!" раздаточной продукцией
21. Оформление (заполнение) визовых анкет для участников в установленной Консульским департаментом МИД России форме.
22. Обеспечение информационного сопровождения мероприятия".
Вместе с тем, услуги, оказываемые в рамках исполнения контракта, к примеру, услуги по предварительному заказу билетов на автомобильный (автобусный) транспорт, транспортные услуги, услуги по предварительному заказу билетов на воздушный транспорт, соответствуют коду ОКПД 63 "Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств", также, к примеру, услуги по предоставлению мест для временного проживания и сопутствующие услуги, соответствуют коду ОКПД 55 "Услуги гостиниц и ресторанов", которые включены в Перечень.
Следовательно, Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме открытого конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме Конкурса, не соответствуют части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание ответчика, соответствуют требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, совокупность условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ суд решил:
Требования ООО "Туристический центр "ОСТ-ВЕСТ" об оспаривании решения и предписания от 25.03.15 по делу N К-222/15 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья |
Н.В. Дейна |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июня 2015 г. N А40-64764/2015
Текст решения официально опубликован не был