Постановление Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 308-АД15-6510
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (г. Ростов-на-Дону; далее - управление) в лице Головачева П.М. на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2015 по делу N А53-12236/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтройРесурс" (г. Краснодар; далее - общество) о признании незаконными и отмене постановлений управления от 13.05.2014 N 120910, 120911, 120912, 120913, 120914, 120915, 120916, 120917, 120918, 120919, 120920, 120921, 120922, 120923, 120924, 120925, 120926, 120927, 120928, 120929, 120930,120931 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установила:
решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2014 признаны незаконными и отменены постановления управления от 13.05.2014 N 120910, 120911, 120912, 120913, 120914, 120915, 120916, 120917, 120918, 120919, 120920, 120921, 120922, 120923, 120924, 120925, 120926, 120927, 120928, 120929, 120930,120931 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 450 000 руб. по каждому постановлению. В отношении постановлений N 120927/531 и N 120931/535 суд первой инстанции применил статью 2.9 КоАП РФ и признал деяние общества малозначительным.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 решение суда первой инстанции изменено, в удовлетворении требований общества о признании незаконными и отмене постановлений управления от 13.05.2014 N 120910, 120911, 120912, 120913, 120914, 120915, 120916, 120917, 120918, 120919, 120920, 120921, 120922, 120923, 120924, 120925, 120926, 120928, 120929, 120930 о привлечении общества к административной ответственности отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2015 постановление суда апелляционной инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области от 13.05.2014 N 120910, 120911, 120912, 120913, 120914, 120915, 120916, 120917, 120918, 120919, 120920, 120921, 120922, 120923, 120924, 120925, 120926, 120928, 120929, 120930, решение суда первой инстанции в этой части оставлено в силе. В остальной части постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 оставлено без изменения.
Управление, ссылаясь на нарушение судами первой и кассационной инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2015, оставив без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 02.12.2014.
Изучив жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что правовых оснований для ее удовлетворения не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9), суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности управлением того, что общество является стороной, принимающей 20 из 22 выявленных на территории строящегося объекта в ходе проверки граждан Республики Узбекистан.
Суд указал, что управление не предоставило доказательств того, что строительные вагончики принадлежат именно обществу и что распоряжения на заселение иностранных граждан давали именно его сотрудники. Также не установлено, кем осуществлялась охрана объекта, кто завез и разместил вагончики на территории объекта.
Судом приняты во внимание пояснения иностранных граждан, иных участвующих в административном расследовании лиц, а также учтено, что на территории объекта, где обнаружены иностранные граждане, осуществляют работы несколько субподрядных организаций, одной из которой признано, что часть иностранных граждан являются его сотрудниками и привлечены им к работе.
При таких обстоятельствах вывод суда о недоказанности управлением наличия в действиях общества состава административного правонарушения, вменяемого ему постановлениями N 120910, 120911, 120912, 120913, 120914, 120915, 120916, 120917, 120918, 120919, 120920, 120921, 120922, 120923, 120924, 120925, 120926, 120928, 120929 и 120930, является обоснованным.
Между тем при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения в отношении 2 из 22 иностранных граждан. При этом, принимая во внимания обстоятельства совершения правонарушения, суд счел возможным применить статью 2.9 КоАП РФ и удовлетворил заявленные обществом требования в этой части.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом округа.
Возражения управления, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств в подтверждение того, что именно общество владеет бытовками и разместило иностранных граждан в них без соблюдения миграционного законодательства.
Кроме того, управление не согласно с оценкой судами правонарушений по двум постановлениям как малозначительных.
Между тем полномочия судьи Верховного Суда Российской Федерации ограничены положениями статьи 30.17 КоАП РФ, которыми предусмотрены виды принимаемых постановлений и основания к отмене или изменению судебных актов и постановлений административных органов. Доводы жалобы управления не являются такими основаниями, поскольку направлены на усиление административного наказания и ухудшение положения лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Существенных нарушений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2015 по делу N А53-12236/2014 оставить без изменения, а жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 308-АД15-6510
Текст постановления официально опубликован не был