Постановление Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 310-АД15-9022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" (далее - компания) от 31.05.2015 на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.10.2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.03.2015 по делу N А36-2587/2014 по заявлению компании о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - антимонопольный орган) от 06.05.2014 N 44-А-14 о привлечении компании к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установила:
решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.10.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31.03.2015, постановление антимонопольного органа отменено в части размера назначенного штрафа. Компании назначен административный штраф в размере 300 000 руб.
Компания обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты, считая их незаконными.
Изучив жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что правовых оснований для ее удовлетворения не имеется.
Судами установлено, что решением антимонопольного органа от 08.07.2013 N 61 действия компании по направлению уведомлений о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 26.04.2013 N 10-896, от 26.04.2013 N 10-894, от 16.05.2013 N 10-1030, от 16.05.2013 N 10-1028 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения ООО УК "Коммунальщик", ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной и технологической брони не допускается в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования аварийной и технологической брони, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Компании выдано предписание об устранении выявленного нарушения.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения антимонопольным органом дела об административном правонарушении, проведения административного расследования, составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления от 06.05.2014 N 44-А-14 о привлечении компании к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 387 500 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, компания обратилась в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 указанного Кодекса.
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2013 по делу N А36-4537/2013 решение и предписание антимонопольного от 08.07.2013 N 61 признаны соответствующими нормам действующего законодательства.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 2.1, 26.2 КоАП РФ с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив факт несоблюдения компанией, занимающей доминирующее положение на рынке, обязательных требований действующего законодательства, пришел к выводу о доказанности недопустимого поведения участника регулируемых государством отношений и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судами не установлено.
В соответствии с частью 4.1 статьи 30.13 КоАП РФ вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными названным Кодексом.
Основаниями к отмене или изменению принятых по делу судебных актов в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ являются существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы компании об отсутствии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ подлежат отклонению, как направленные на переоценку выводов судебных инстанций, основанных на имеющихся в деле доказательствах, нормах Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, правильность оценки и применения которых сомнения не вызывает.
Вопреки мнению заявителя, изложенному в жалобе, нарушение основополагающего принципа о недопустимости произвольного ограничения баланса экономических интересов (отношений) субъектов предпринимательской деятельности и основ государственной политики в сфере электроэнергетики свидетельствует о злоупотреблении компанией доминирующим положением путем ущемления интересов других лиц.
Несогласие компании с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствуют о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.10.2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.03.2015 по делу N А36-2587/2014 оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 310-АД15-9022
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-795/15
19.12.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6644/14
28.10.2014 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6644/14
15.10.2014 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-2587/14