Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 2-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 7 апреля 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Чистяковой Н.Ю. и Лукинской М.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401003:253 площадью 4 686 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Комсомольская (далее - спорный земельный участок), кадастровая стоимость которого установлена в размере 54 928 542 руб. 24 коп., обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости приведённого участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ОАО "РЖД" ссылалось на отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка от 18 сентября 2014 г. N Н-18182/14, выполненный оценщиком ООО "ЛАИР" А. являющейся членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнёрство "Общество профессиональных экспертов и оценщиков", согласно которому на дату кадастровой оценки (2 июня 2012 г.) рыночная стоимость земельного участка составила 29 471 000 руб.
Решением Вологодского областного суда от 7 апреля 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области ставится вопрос об отмене судебного постановление ввиду нарушения норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы ОАО "РЖД" поданы возражения о необоснованности её доводов и законности решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Вологодской области, Управление Росреестра по Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области, муниципальное образование "Город Череповец" своих представителей не направили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованности требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 названного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24 приведённого федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал достоверной величину рыночной стоимости земельного участка, установленную в представленном заявителем отчёте.
При этом суд правомерно сослался на экспертное заключение Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнёрство "Общество профессиональных экспертов и оценщиков" от 30 сентября 2014 г. N 368-st о соответствии подготовленного оценщиком отчёта требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии отчёта требованиям федеральных стандартов оценки, а также ссылка на решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 19 ноября 2014 г. N 52, которым заявление ОАО "РЖД" отклонено, не могут послужить основаниями для отмены или изменения правильного и обоснованного судебного постановления, им аналогична позиция Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, подробно изложив мотивы признания позиции заинтересованного лица несостоятельной.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда и размер рыночной стоимости спорного земельного участка, установленный в надлежащем порядке оценщиком и подтверждённый экспертным заключением.
Ни материалы дела, ни апелляционная жалоба не содержат сведений об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
При таком положении решение суда об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Вологодского областного суда от 7 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 2-АПГ15-6
Текст определения официально опубликован не был