Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2015 г. N 85-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Хаменкова В.Б. и Калининой Л.А.
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Галстяна Р.А.
на решение Калужского областного суда от 13 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Перемышльского района от 5 августа 2015 года N 331/111 "Об отказе в регистрации Галстяна Р.A. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 18".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Галстяна Р.А. - Чиж А.Ю. и Гусева И.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Калужской области N 1434 от 14 июня 2015 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Калужской области на 13 сентября 2015 года.
Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 возложены на территориальную избирательную комиссию Перемышльского района постановлением избирательной комиссии Калужской области N 696/119-V от 26 февраля 2015 года.
Решением данной избирательной комиссии от 5 августа 2015 года N 331/111 Галстяну Р.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 со ссылкой на выявление более 10-процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата.
Галстян Р.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить указанное решение и обязать территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Калужской области по одномандатному избирательному округу N 18.
В обоснование заявления ссылался на то, что для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Калужской области по одномандатному избирательному округу N 18 он представил в территориальную избирательную комиссию Перемышльского района все требуемые документы, включая подписные листы с необходимым числом подписей избирателей в поддержку его выдвижения.
Указывал на то, что при сборе подписей избирателей установленный порядок был соблюден. Доводы со стороны территориальной избирательной комиссии Перемышльского района о недействительности значительного числа представленных подписей избирателей считал необоснованными, не отражающими действительного содержания подписных листов, оформленных в соответствии с законодательством.
Полагал, что в основу оспариваемого решения в нарушение закона положены вероятностные выводы эксперта относительно исследованных подписей избирателей.
Считал, что избирательной комиссией была нарушена процедура проверки подписей и право заявителя на участие в такой проверке.
Решением Калужского областного суда от 13 августа 2015 года в удовлетворении заявления Галстяна Р.А. отказано.
В апелляционной жалобе Галстян Р.А. просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктами 1, 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Количество представляемых для регистрации кандидата, областного списка кандидатов подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, областного списка кандидатов в силу пункта 6 статьи 25 Закона Калужской области N 660-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области" может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, но не более чем на 10 процентов.
Согласно постановлению избирательной комиссии Калужской области N 810/129-V от 23 июня 2015 года количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 18 составляет 1224 подписи.
В соответствии с подпунктами г.1), д) пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как следует из материалов дела, Галстяном Р.А. были представлены в территориальную избирательную комиссию Перемышльского района 273 подписных листа с 1346 подписями избирателей.
В результате проверки данных подписных листов недостоверными (недействительными) были признаны 243 подписи, что послужило основанием для принятия территориальной избирательной комиссией оспариваемого по настоящему делу решения об отказе в регистрации Галстяна Р.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 18, поскольку количество признанных недостоверными подписей от числа проверенных составило более 18 процентов, а оставшихся 1103 подписей недостаточно для регистрации кандидата.
Согласно итоговому протоколу рабочей группы о результатах проверки подписных листов в поддержку кандидата Галстяна Р.А. 243 подписи были признаны недостоверными (недействительными) из-за выявления следующих нарушений:
21 - дата внесения подписи избирателя раньше дня оплаты изготовления подписных листов;
2 - не указаны или указаны не в полном объеме паспортные данные избирателя (серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина);
103 - дата внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно;
5 - не указана или указана не в полном объеме дата заверения подписного листа;
102 - сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме;
10 - подписи внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
Исследовав и проверив в ходе судебного разбирательства каждую из признанных недействительными подпись избирателей, суд пришёл к правильному выводу о том, что все они признаны таковыми в полном соответствии с требованиями избирательного законодательства, следовательно, избирательная комиссия была вправе принять решение об отказе Галстяну Р.А. в его регистрации кандидатом в депутаты.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела заключения эксперта, послужившего поводом к признанию 103 подписей избирателей недостоверными, не соответствует действительности. Заключение эксперта-криминалиста М., подтвердившей правильность своих выводов в судебном заседании, в материалах дела имеется (л.д. 158-164, т. 1). Неправильность указания в решении суда фамилии эксперта отмену данного решения не влечёт и может быть устранена в порядке части 2 статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на отсутствие в решении номера дела не основана на законе, поскольку названный Кодекс подобных требований к судебному решению не содержит.
Довод заявителя о том, что он был вправе присутствовать при проверке подписей в представленных им подписных листах, правового значения не имеет. Достоверность и (или) действительность подписей избирателей от данного обстоятельства не зависит.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калужского областного суда от 13 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Галстяна Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2015 г. N 85-АПГ15-6
Текст определения официально опубликован не был