Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.И. Шляпцева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.И. Шляпцев оспаривает конституционность положения пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающего, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, противоречит статьям 7, 37 (часть 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку предъявляет к гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, требование о представлении справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и при ее отсутствии влечет отказ правоприменительных органов в признании таких граждан безработными и лишает их возможности получить социальную защиту.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Ю.И. Шляпцевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления устанавливаются законом.
Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в статье 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" порядок и условия признания граждан безработными, предусмотрев, в частности, перечень документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным.
Такое правовое регулирование является элементом механизма социальной защиты от безработицы, направлено на поиск оптимальных вариантов трудоустройства граждан, не имеющих работы и заработка, и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Как следует из представленных материалов, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции Ю.И. Шляпцев был зарегистрирован в органах службы занятости в качестве безработного и снят с регистрационного учета 1 февраля 2015 года в связи с направлением на переобучение. На время обучения ему назначена стипендия и материальная поддержка. При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемым законоположением нарушаются права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шляпцева Юрия Ильича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 1628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шляпцева Юрия Ильича на нарушение его конституционных прав положением части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был