Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 3 июля 2014 г. N 1257
"Об утверждении Методических рекомендаций по формированию организациями, осуществляющими деятельность в отраслях промышленности, входящих в сферу деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, предложений о прогнозной цене отдельных видов продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, позволяющих учитывать особенности ее производства"
В соответствии с пунктом 17 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 1119 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6450), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию организациями, осуществляющими деятельность в отраслях промышленности, входящих в сферу деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, предложений о прогнозной цене отдельных видов продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, позволяющие учитывать особенности ее производства.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Министра Г.С. Никитина.
Министр |
Д.В. Мантуров |
Методические рекомендации
по формированию организациями, осуществляющими деятельность в отраслях промышленности, входящих в сферу деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, предложений о прогнозной цене отдельных видов продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, позволяющие учитывать особенности ее производства
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 3 июля 2014 г. N 1257)
I. Основные положения
1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для методического обеспечения формирования потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее - организации), осуществляющими деятельность в отраслях промышленности, входящими в сферу деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, предложений о прогнозной цене отдельных видов продукции, позволяющих учитывать особенности ее производства (далее - предложение о прогнозной цене).
2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
а) Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600) (далее - Закон 275-ФЗ);
б) Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 1119 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6450) (далее - Положение);
в) Положением о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2013 г. N 1155 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6865) (далее - Положение о применении видов цен);
г) Порядком применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства экономического развития России от 16 апреля 2008 г. N 104 (зарегистрировано в Минюсте России 19 мая 2008 г. N 11713) (далее - Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов);
д) Приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2014 г. N 469-а "Об утверждении формы запроса о прогнозных ценах на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика, а также форм документов для формирования предложения о прогнозной цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" (зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2014, регистрационный N 32084) (далее - приказ Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2014 г. N 469-а).
3. Формирование организациями предложений о прогнозной цене в соответствии с Правилами осуществляется на основании запроса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о прогнозной цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика, форма которого установлена приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2014 г. N 469-а.
4. Предложение о прогнозной цене формируется на продукцию, включенную в перечни продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен, утверждаемые в установленном порядке, а также товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, ремонтом или утилизацией указанной продукции (далее - продукция).
5. В целях настоящих Методических рекомендаций затратами организации признаются расходы, выраженные в стоимостной форме, направленные на цели производства и реализации продукции. Сумма расходов на производство образует производственную себестоимость, а сумма расходов на производство и реализацию продукции - полную себестоимость. Плановая себестоимость продукции представляет собой расчетную себестоимость единицы продукции, сформированную согласно утвержденной на соответствующий период калькуляции, составленной по статьям расходов.
6. В соответствии с настоящими Методическим рекомендациями:
под предыдущим периодом понимается год последней закупки сырья и материалов;
под отчетным периодом понимается последний год производства продукции;
под текущим периодом понимается год, предшествующий году формирования прогнозной цены на продукцию;
под плановым периодом понимается год выпуска продукции, на которую формируется прогнозная цена.
II. Рекомендации по порядку формирования предложения о прогнозной цене
7. В предложение о прогнозной цене рекомендуется включать наименование продукции, информацию о количестве продукции, виде цены, затратах на производство и реализацию продукции по калькуляционным статьям и прибыли, а также иную информацию, необходимую, по мнению организации, для обоснования прогнозной цены на продукцию.
8. Для формирования предложения о прогнозной цене организациям, в соответствии с пунктом 7 Положения рекомендуется осуществлять расчет прогнозной цены:
а) для каждого года ее поставки - если поставка планируется в течение срока, превышающего 1 год;
б) на весь период ее производства с обоснованием планируемых затрат (в том числе на комплектующие изделия и полуфабрикаты) в каждом году - если технологический цикл производства продукции превышает 1 год.
9. Формирование предложения о прогнозной цене организации рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями пункта 7 Положения:
а) исходя из затрат на производство и реализацию продукции, определяемых в установленном порядке, и особенностей производства конкретной продукции, путем индексации величины обоснованных затрат по отдельным статьям в отношении продукции, поставленной ранее (в том числе по зарегистрированной цене), с применением соответствующих индексов (индексов потребительских цен, индексов цен производителей, индексов-дефляторов по видам экономической деятельности и других показателей), определенных в соответствии с Порядком применения индексов цен и индексов-дефляторов, с учетом факторов, снижающих затраты на ее производство, возможности минимизации общих расходов, а также на основе анализа цен на аналогичную продукцию;
б) с учетом прибыли в составе цены на продукцию, которая не может превышать 1 процента затрат организации на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) других предполагаемых исполнителей соответствующего задания государственного оборонного заказа, и 20 процентов остальных затрат организации на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в связи с выполнением этого заказа.
В случае обоснования организацией необходимости направления части прибыли от выполнения заданий государственного оборонного заказа на развитие производства для эффективного выполнения этих заданий, в том числе для снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, прибыль в расчетах прогнозной цены на продукцию устанавливается в размере до 25 процентов затрат организации на ее производство, за исключением затрат на оплату организацией покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) других предполагаемых исполнителей соответствующего задания государственного оборонного заказа, размер прибыли на которые не превышает 1 процент.
10. При формировании предложения о прогнозной цене рекомендуется определять вид цены на продукцию (пункт III. Методических рекомендаций), плановую себестоимость продукции с обоснованием статей калькуляции (пункт IV. Методических рекомендаций), а также рассчитывать и обосновывать прибыль организации на продукцию (пункт V. Методических рекомендаций).
С целью обоснования предложения о прогнозной цене приводятся сведения об объемах поставок продукции (пункт VII. Методических рекомендаций), об оказанной (планируемой) государственной финансовой поддержке (пункт VIII. Методических рекомендаций) и о планируемых кооперационных связях организации (пункт IX. Методических рекомендаций).
11. Предложение о прогнозной цене рекомендуется формировать на основании следующих документов, формы которых определены приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 469-а (далее - формы документов):
а) протокол прогнозной цены на продукцию - формы документов N 1 серия, N 1д серия, N 1 ремонт, N 1д ремонт, N 1 утилизация, N 1 сервис, N 1 НИОКР - "Протокол прогнозной цены";
б) плановая калькуляция затрат - формы документов N 2 серия, N 2д серия, N 2 ремонт, N 2д ремонт, N 2 утилизация, N 2 сервис, N 2 НИОКР - "Плановая калькуляция затрат";
в) отчетная калькуляция затрат на ранее поставленную либо аналогичную продукцию - формы документов N 3 серия, N Зд серия, N 3 ремонт, N 3д ремонт, N 3 утилизация, N 3 сервис, N 3 НИОКР - "Отчетная калькуляция затрат";
г) расшифровка материальных расходов - формы документов N 4 серия, N 4д серия, N 4 ремонт, N 4д ремонт, N 4 утилизация, N 4 сервис, N 4 НИОКР - "Расшифровка материальных расходов";
д) расчет цен на комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) организаций-соисполнителей, общая стоимость которых составляет не менее 80 процентов общей стоимости всех покупных изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг), включенной в прогнозную цену - формы документов N 5 серия, N 5д серия, N 5 ремонт, N 5д ремонт, N 5 утилизация, N 5 сервис, N 5 НИОКР - "Расчет цен на комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) организаций-соисполнителей" ;
е) расшифровка и обоснование расходов на оплату труда - формы документов N 6 серия, N 6д серия, N 6 ремонт, N 6д ремонт, N 6 утилизация, N 6 сервис, N 6 НИОКР - "Расшифровка и обоснование расходов на оплату труда";
ж) сметы и расчеты общепроизводственных расходов (в том числе по государственным контрактам на поставку продукции) - формы документов N 7 серия, N 7д серия, N 7 ремонт, N 7д ремонт, N 7 утилизация, N 7 сервис, N 7 НИОКР - "Смета и расчет общепроизводственных расходов";
з) сметы и расчеты общехозяйственных расходов (в том числе по государственным контрактам на поставку продукции) - формы документов N 8 серия, N 8д серия, N 8 ремонт, N 8д ремонт, N 8 утилизация, N 8 сервис, N 8 НИОКР - "Смета и расчет общехозяйственных расходов";
и) сметы и расчеты специальных и других расходов (в том числе по государственным контрактам на поставку продукции) формы документов N 9 серия, N 9д серия, N 9 ремонт, N 9д ремонт, N 9 утилизация, N 9 сервис, N 9 НИОКР - "Смета и расчет специальных и других расходов";
к) расчет и обоснование прибыли - формы документов N 11 серия, N 11д серия, N 11 ремонт, N 11д ремонт, N 11 утилизация, N 11 сервис, N 11 НИОКР - "Расчет и обоснование прибыли";
л) сведения об объемах поставок аналогичной продукции другим заказчикам, в том числе по государственному оборонному заказу, а также на экспорт с указанием цены на продукцию - формы документов N 10 серия, N 10д серия, N 10 ремонт, N 10д ремонт, N 10 утилизация, N 10 сервис, N 10 НИОКР - "Сведения об объемах поставок аналогичной продукции";
м) предложение о выборе вида цены на продукцию в случае планируемой поставки продукции единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) - форма документа "Предложение о выборе вида цены";
н) иные документы, необходимые, по мнению организации, для обоснования прогнозной цены продукции.
12. Документы, обосновывающие предложение о прогнозной цене, рекомендуется представлять с пояснительной запиской, содержащей расчеты-обоснования и пояснения, содержащие в том числе:
а) перечень и описание мероприятий по минимизации рисков невыполнения (ненадлежащего выполнения) задания государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в зависимости от срока производства и поставки продукции;
б) сведения об оказанной (планируемой) государственной финансовой поддержке;
в) описание особенностей продукции и технологических особенностей ее производства;
г) описание и обоснование планируемых кооперационных связей организации по производству продукции.
13. Выбор форм документов предложения о прогнозной цене организация осуществляет в зависимости от вида продукции:
а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - формы документов с N 1 НИОКР по N 11 НИОКР;
б) изготовление и поставка серийной продукции - формы документов с N 1 серия по N 11 серия;
в) изготовление и поставка серийной продукции с длительным технологическим циклом производства - формы документов с N 1д серия по N 11д серия;
г) сервисное обслуживание продукции - формы документов с N 1 сервис по N 11 сервис;
д) ремонт продукции - формы документов с N 1 ремонт по N 11 ремонт;
е) ремонт продукции с длительным технологическим циклом проведения работ - формы документов с N 1д ремонт по N 11д ремонт;
ж) утилизация продукции - формы документов с N 1 утилизация по N 11 утилизация.
III. Рекомендации по определению вида цены на продукцию
14. Определение вида цены на продукцию осуществляется в соответствии со статьей 11 Закона 275-ФЗ и с Положением о применении видов цен.
15. При определении вида цены на продукцию рекомендуется составлять "Предложение о выборе вида цены" по форме, установленной приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2014 г. N 469-а, которая содержит сведения о наименовании продукции, ее технических характеристиках, виде цены и другие сведения, необходимые для ее обоснования.
16. В соответствии с пунктом 5 Положения о применении видов цен в зависимости от особенностей производства продукции, по которой формируется предложение о прогнозной цене, применяются следующие виды цен:
а) ориентировочная (уточняемая) цена;
б) фиксированная цена;
в) цена, возмещающая издержки.
17. Ориентировочная (уточняемая) цена согласно пункту 8 Положения о применении видов цен применяется при условии отсутствия достаточных исходных данных для определения фиксированной цены на эту продукцию, в том числе:
а) при поставках продукции с технологическим циклом изготовления свыше 3 лет;
б) при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие и совершенствование продукции по государственному оборонному заказу, продолжительностью свыше 3 лет;
в) при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если отсутствуют точные данные по объему работ;
г) если у единственного поставщика отсутствуют данные, необходимые для определения экономически обоснованной цены, кроме отдельных технических характеристик, содержащихся в запросе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о прогнозной цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика, содержащихся в техническом задании и (или) иной нормативно-технической документации, определяющей требования к продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.
18. В случае выбора ориентировочной (уточняемой) цены в Предложении о выборе вида цены указывается предполагаемый срок ее действия, условия уточнения и порядок перевода в фиксированную цену.
19. Цена, возмещающая издержки согласно пункту 10 Положения о применении видов цен применяется при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработок новых образцов продукции по государственному оборонному заказу и (или) осуществлении исследований в случаях, когда невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ.
20. В случае выбора цены, возмещающей издержки, в Предложении о выборе вида цены целесообразно указывать прогнозируемый срок ее действия, условия уточнения (корректировки) и порядок перевода в фиксированную цену.
21. Фиксированная цена согласно пункту 12 Положения о применении видов цен применяется во всех случаях, когда Положением о применении видов цен не предусмотрено применение других видов цен, и определяется на весь период производства и поставки продукции.
22. Информацию о выбранном виде цены и сроке ее действия рекомендуется отражать также в документе "Протокол прогнозной цены", который, в зависимости от вида продукции, рекомендуется составлять по одной из следующих форм, установленных приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2014 г. N 469-а: N 1 серия, N 1д серия, N 1 ремонт, N 1д ремонт, N 1 утилизация, N 1 сервис, N 1 НИОКР.
IV. Рекомендации по определению состава затрат для формирования себестоимости
23. Плановую себестоимость продукции рекомендуется формировать следующим образом:
а) исходя из прогнозируемых затрат на производство и реализацию продукции, состав которых определяется в соответствии с действующим порядком определения состава затрат на производство продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, и с учетом особенностей производства конкретного вида продукции;
б) путем индексации величины обоснованных затрат по отдельным статьям затрат на производство ранее поставленной продукции с применением соответствующих индексов (индексов потребительских цен, индексов цен производителей, индексов-дефляторов по видам экономической деятельности и других показателей), определяемых Минэкономразвития России в установленном порядке.
24. Формирование плановой себестоимости продукции целесообразно осуществлять с учетом факторов, снижающих затраты на ее производство, и возможности минимизации общих расходов на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции.
25. В плановую себестоимость рекомендуется включать затраты, необходимые для производства продукции, удовлетворяющей требованиям государственного заказчика, включая количество и технические характеристики продукции, сроки поставки и др.
26. Расчет себестоимости единицы продукции по статьям калькуляции затрат рекомендуется отражать в документе "Плановая калькуляция затрат", который, в зависимости от конкретного вида продукции, рекомендуется составлять по одной из следующих форм документов: N 2 серия, N 2д серия, N 2 ремонт, N 2д ремонт, N 2 утилизация, N 2 сервис, N 2 НИОКР).
27. Если продукция производилась ранее, вместе с документом "Плановая калькуляция затрат" представляется документ "Отчетная калькуляция затрат" за последний отчетный период изготовления продукции, который заполняется по правилам, установленным настоящими Методическими рекомендациями для документа "Плановая калькуляция затрат", по формам документов N 3 серия, N Зд серия, N 3 ремонт, N 3д ремонт, N 3 утилизация, N 3 сервис, N 3 НИОКР. По статьям калькуляции затрат, подтверждение которых предусмотрено формами статистической отчетности, представляются соответствующие формы статистической отчетности (П-4, 4-ФСС и другие).
28. Отчетная калькуляция затрат за последний отчетный период изготовления продукции представляется по форме документов N 3 серия, N Зд серия, N 3 ремонт, N 3д ремонт, N 3 утилизация, N 3 сервис, N 3 НИОКР в пояснительной записке.
29. При калькулировании себестоимости продукции рекомендуется использовать прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции. Затраты рекомендуется включать в себестоимость продукции на основе реализации принципа раздельного учета затрат в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счёт средств федерального бюджета, раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст. 477; 2002, N 8, ст. 848). При наличии отклонений фактических показателей от плановых рекомендуется указывать причины отклонений в пояснительной записке.
30. Состав затрат на производство продукции рекомендуется определять в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. N 200 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2006 г. регистрационный N 8665) с изменениями внесенными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 ноября 2013 г. N 1773 (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2013 г. N 30683) (далее - Порядок определения состава затрат) и порядком определения состава затрат на создание научно-технической продукции (далее - Порядок определения состава затрат на создание НТП).
31. Состав затрат на продукцию (кроме создания научно-технической продукции) рекомендуется отражать в документе "Плановая калькуляция затрат", который представляет собой систематизированный перечень следующих статей калькуляции:
а) затраты на материалы;
б) затраты на оплату труда основных производственных рабочих;
в) страховые взносы на обязательное социальное страхование;
г) затраты на подготовку и освоение производства;
д) затраты на специальную технологическую оснастку;
е) специальные затраты;
ж) общепроизводственные затраты;
з) общехозяйственные затраты;
и) прочие производственные затраты;
к) внепроизводственные затраты.
32. Состав затрат на создание научно-технической продукции рекомендуется отражать в документе "Плановая калькуляция затрат", который представляет собой систематизированный перечень следующих статей калькуляции:
а) затраты на материалы;
б) затраты на оплату труда основных производственных рабочих;
в) страховые взносы на обязательное социальное страхование;
г) затраты на специальное оборудование;
д) затраты на командировки;
е) прочие прямые затраты;
ж) общепроизводственные затраты;
з) общехозяйственные затраты;
и) затраты на изделия собственного производства;
к) затраты по работам, выполняемым сторонними организациями.
33. Расчет величины затрат по статьям калькуляции осуществляется с применением соответствующих индексов (индексов потребительских цен, индексов цен производителей, индексов-дефляторов по видам экономической деятельности и других показателей) в соответствии с требованиями пункта 7 Положения.
34. Величину затрат на продукцию рекомендуется отражать в расшифровках к документу "Плановая калькуляция затрат" со ссылкой на обосновывающие документы (договор, протокол, счет и др.).
35. Документ "Плановая калькуляция затрат" рекомендуется заполнять с учетом особенностей формирования предложения о прогнозной цене на отдельные виды продукции в соответствии с разделом VI. настоящих Методических рекомендаций.
IV.I. Рекомендации по формированию состава затрат на материалы
36. В соответствии с настоящими Методическим рекомендациями и документом "Плановая калькуляция затрат" в статью калькуляции "Затраты на материалы" рекомендуется включать следующие затраты на производство продукции:
а) сырье и основные материалы;
б) вспомогательные материалы;
в) покупные полуфабрикаты;
г) возвратные отходы (уменьшают статью "Затраты на материалы");
д) комплектующие изделия;
г) контрагентские поставки;
е) работы и услуги сторонних организаций производственного характера;
ж) контрагентские работы;
з) транспортно-заготовительные расходы;
и) топливо на технологические цели;
к) энергия на технологические цели;
л) тара (невозвратная) и упаковка.
37. Обобщенные показатели затрат по статьям калькуляции "Сырье и материалы" и "Покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), работы (услуги) организаций-соисполнителей" рекомендуется отражать в документе "Расшифровка материальных расходов" (формы документов N 4 серия, N 4д серия, N 4 ремонт, N 4д ремонт, N 4 утилизация, N 4 сервис, N 4 НИОКР). Расчет и обоснование данных затрат рекомендуется производить в следующих документах по формам, установленным приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2014 г. N 469-а:
а) N 4.1 серия, N 4.1д серия, N 4.1 ремонт, N 4.1д ремонт, N 4.1 утилизация, N 4.1 сервис, N 4.1 НИОКР - "Расшифровка затрат на сырье и материалы";
б) N 5 серия, N 5д серия, N 5 ремонт, N 5д ремонт, N 5 утилизация, N 5 сервис, N 5 НИOKP - "Расчет цен на комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) организаций - соисполнителей";
в) N 5.1 серия, N 5.1д серия, N 5.1 ремонт, N 5.1д ремонт, N 5.1 утилизация, N 5.1 сервис, N 5.1 НИОКР - "Расшифровка затрат на покупные полуфабрикаты";
г) N 5.2 серия, N 5.2д серия, N 5.2 ремонт, N 5.2д ремонт, N 5.2 утилизация, N 5.2 сервис, N 5.2 НИОКР - "Расшифровка затрат на покупные комплектующие изделия";
д) N 5.3 серия, N 5.3 ремонт, N 5.3 утилизация, N 5.3 сервис - "Расшифровка затрат на работы и услуги сторонних организаций производственного характера";
е) N 5.3д серия, N 5.3д ремонт - "Расшифровка затрат на контрагентские поставки";
в) N 5.3 НИОКР - "Расшифровка затрат по работам, выполняемым сторонними организациями";
г) N 5.4д серия, N 5.4д ремонт - "Расшифровка затрат на контрагентские работы".
38. В соответствии с настоящими Методическим рекомендациями составление указанных документов (кроме документа "Расчет цен на комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) организаций - соисполнителей") рекомендуется производить по каждому из используемых видов материальных ресурсов (материалов, сырья и полуфабрикатов) и работ (услуг) сторонних организаций исходя из норм расхода материальных ресурсов и фактических цен на эти материальные ресурсы и работы в предыдущем периоде с применением индексов цен производителей по соответствующим видам экономической деятельности, роста регулируемых тарифов и рыночных цен в соответствии с пунктом 7 Положения о государственном регулировании цен. При отклонении фактических затрат от плановых рекомендуется указывать причины этих отклонений в пояснительной записке.
39. Цены на материальные ресурсы и работы обосновываются первичными документами (договор, счет, протокол и др.), которые также указываются в перечисленных выше формах.
40. В документ "Расшифровка затрат на сырье и материалы" рекомендуется включать данные, относящиеся к предыдущему и плановому периодам.
41. Расшифровка затрат на сырье и материалы (форма документов N 4.1 серия, N 4.1д серия, N 4.1 ремонт, N 4.1д ремонт, N 4.1 утилизация, N 4.1 сервис, N 4.1 НИОКР) и Отчетная калькуляция затрат (форма документов N 3 серия, N Зд серия, N 3 ремонт, N 3д ремонт, N 3 утилизация, N 3 сервис, N 3 НИОКР) за текущий период представляются в пояснительной записке.
42. В документе "Расшифровка затрат на сырье и материалы" рекомендуется приводить следующий расчет:
планируемых затрат сырья и основных материалов, используемых в производстве продукции в соответствии с технологией и образующих основу этой продукции. В указанные затраты включаются неизбежные технологические потери в пределах установленных норм;
планируемых затрат вспомогательных материалов, используемых в производстве на технологические цели, являющихся необходимым компонентом в процессе изготовления, и относимых на себестоимость конкретных изделий по соответствующим нормам и нормативам;
стоимости возвратных отходов (вычитаются из затрат на сырье и материалы) - остатков сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов, образующихся во время технологического процесса и утративших частично потребительские качества исходного материала;
стоимости возвратной тары и ее восстановления. (Отнесение тары к категории возвратной определяется на основании условий договора, счета, протокола и др. на приобретение сырья и материалов).
43. В соответствии с настоящими Методическим рекомендациями документ "Расчет цен на комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) организаций-соисполнителей" предназначен для обобщения затрат организации по покупным комплектующим изделиям, полуфабрикатам и работам (услугам) сторонних организаций производственного характера и содержит следующие статьи:
а) покупные полуфабрикаты;
б) покупные комплектующие;
в) работы (услуги) сторонних организаций-соисполнителей.
44. Сумму статей расходов документа "Расчет цен на комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) организаций-соисполнителей" рекомендуется отражать в статье "Покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), работы (услуги) организаций-соисполнителей" документа "Расшифровка материальных расходов".
45. Документ "Расшифровка затрат на покупные полуфабрикаты" рекомендован для расчета затрат на покупные полуфабрикаты, которые представляют собой заготовки и детали в черновом или не полностью обработанном виде.
46. Документ "Расшифровка затрат на покупные полуфабрикаты" содержит данные, относящиеся к предыдущему и плановому периодам. Сведения по форме документа "Расшифровка затрат на покупные полуфабрикаты" на текущий период представляются в пояснительной записке.
47. На покупные полуфабрикаты, общая стоимость которых составляет не менее 80 процентов общей стоимости всех покупных полуфабрикатов, включенных в прогнозную цену, рекомендуется представлять калькуляцию затрат (с расшифровками) в порядке, установленном для головных исполнителей по соответствующим статьям калькуляции согласно Порядку определения состава затрат и настоящим Методическим рекомендациям.
48. Документ "Расшифровка затрат на покупные комплектующие изделия" рекомендован для расчета затрат на покупные комплектующие изделия, приобретенные в порядке производственной кооперации, которые требуют дополнительных затрат на сборку при укомплектовании выпускаемой продукции, и содержит данные, относящиеся к предыдущему и плановому периодам. Сведения по форме документа "Расшифровка затрат на покупные комплектующие изделия" на текущий период представляются в пояснительной записке.
49. На покупные комплектующие изделия, общая стоимость которых составляет не менее 80 процентов общей стоимости всех покупных комплектующих изделий, включенных в прогнозную цену, рекомендуется представлять калькуляцию затрат (с расшифровками) в порядке, установленном для головных исполнителей по соответствующим статьям калькуляции в соответствии с Порядком определения состава затрат и настоящими Методическими рекомендациями.
50. Документ "Расшифровка затрат на работы и услуги сторонних организаций производственного характера" рекомендован для отражения информации о составе затрат по работам и услугам производственного характера, планируемым к выполнению сторонними организациями, и содержит данные, относящиеся к предыдущему и плановому периодам. Сведения по форме документа "Расшифровка затрат на покупные комплектующие изделия" на текущий период представляются в пояснительной записке.
51. На работы и услуги сторонних организаций, общая стоимость которых составляет не менее 80 процентов общей стоимости всех работ и услуг сторонних организаций, включенных в прогнозную цену, рекомендуется представлять калькуляцию затрат (с расшифровками) в порядке, установленном для головных исполнителей по соответствующим статьям калькуляции согласно Порядку определения состава затрат и настоящим Методическим рекомендациям.
52. Документ "Расшифровка затрат на контрагентские поставки" (формы документов N 5.3д серия, N 5.3д ремонт) рекомендован для отражения затрат на выпуск серийной продукции и ремонт с длительным циклом производства данной продукции, планируемой к поставке контрагентами. Документ "Расшифровка затрат на контрагентские поставки" содержит данные за предыдущий период, а также плановый период по годам производства. Сведения по форме документа "Расшифровка затрат на контрагентские поставки" (формы документов N 5.3д серия, N 5.3д ремонт) на текущий период представляются в пояснительной записке.
53. Документ "Расшифровка затрат по работам, выполняемым сторонними организациями" (форма документа N 5.3 НИОКР) отражает затраты по оплате работ, планируемых к выполнению сторонними организациями. Раскрытие информации осуществляется раздельно по работам исполнителей составных частей НИР (ОКР) и по другим работам, выполняемым сторонними организациями.
54. На работы и услуги исполнителей составных частей НИР, ОКР представляются расчеты и обоснования работ в объеме, предусмотренном для головного исполнителя НИР, ОКР.
55. Документ "Расшифровка затрат на контрагентские работы" (формы документов N 5.4д серия, N 5.4д ремонт) рекомендован для отражения информации о затратах по оплате контрагентских работ организаций - исполнителей, связанных с выпуском серийной продукции и ремонтом с длительным производственным циклом. Документ "Расшифровка затрат на контрагентские поставки" содержит данные за предыдущий период, а также плановый период по годам производства. Сведения по форме документа "Расшифровка затрат на контрагентские поставки" (формы документов N 5.4д серия, N 5.4д ремонт) на текущий период представляются в пояснительной записке.
56. На работы и услуги сторонних организаций, общая стоимость которых составляет не менее 80 процентов общей стоимости всех работ и услуг сторонних организаций, включенных в прогнозную цену, рекомендуется представлять калькуляцию затрат (с расшифровками) в порядке, установленном для головных исполнителей по соответствующим статьям калькуляции в соответствии с Порядком определения состава затрат и настоящими Методическими рекомендациями.
57. Итоговые суммы затрат, содержащихся в документах "Расшифровка затрат на покупные полуфабрикаты", "Расшифровка затрат на покупные комплектующие изделия", "Расшифровка затрат на работы и услуги сторонних организаций производственного характера", "Расшифровка затрат по работам, выполняемым сторонними организациями", "Расшифровка затрат на контрагентские поставки", "Расшифровка затрат на контрагентские работы", отражаются в соответствующих строках документа "Расчет цен на комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) организаций-соисполнителей".
58. В соответствии с настоящими Методическим рекомендациями транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР), включают ввозные таможенные пошлины и сборы, провозную плату, стоимость услуг по доставке и разгрузке, содержание специализированных заготовительных цехов и складов, расходы на оплату командировок, непосредственно связанных с заготовкой материалов, а также потери сырья и материалов в пределах установленных норм естественной убыли, понесенные в процессе транспортировки и заготовления, и отражаются в документе "Плановая калькуляция затрат".
59. Расчет ТЗР рекомендуется производить в соответствии с принятой в организации учетной политикой. При формировании прогнозной цены продукции, поставляемой по ГОЗ, могут быть применены следующие способы расчета ТЗР:
а) методом прямого счета планируемых затрат;
б) процентом к сумме затрат на сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия и топливо, в соответствии с установленным нормативом, отраженным в документе "Сведения об объемах поставки продукции" (формы документов N 10.1 серия, N 10.1д серия, N 10.1 ремонт, N 10.1д ремонт, N 10.1 утилизация, N 10.1 сервис, N 10.1 НИОКР).
60. В случае расчета ТЗР методом прямого счета планируемых затрат рекомендуется производить дезагрегирование затрат по транспортировке грузов с выделением из них магистрального грузового железнодорожного транспорта, промышленного железнодорожного транспорта и других видов транспорта с отражением перечисленных затрат в документе "Плановая калькуляция затрат". Расчет и обоснование ТЗР представляется в пояснительной записке.
61. Затраты на топливо на технологические цели включают затраты на все виды топлива на технологические цели, как получаемые со стороны, так и производимые самой организацией, относимые на себестоимость продукции прямым способом, либо с помощью утвержденных в установленном порядке нормативов (косвенным путем). Затраты на топливо на технологические цели отражаются в документе "Плановая калькуляция затрат".
62. Расчет расходов на топливо на технологические цели, включая плату за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительным организациям, рекомендуется осуществлять на основе действующих региональных цен для потребителей газа кроме населения. Для формирования прогнозной цены на продукцию организация представляет в пояснительной записке расчет и обоснование по видам топлива с указанием единицы измерения, цены единицы измерения и необходимого объема топлива на технологические цели.
63. Затраты на энергию на технологические цели включают затраты на все виды электрической, тепловой и других видов энергии на технологические цели (приобретаемой или генерируемой), а также расходы на трансформацию и передачу энергии, относимые на стоимость изделий прямым способом, либо по соответствующим нормативам (косвенным путем). Затраты на энергию на технологические цели отражаются в документе "Плановая калькуляция затрат".
64. Расчет затрат на покупную электрическую и тепловую энергию рекомендуется осуществлять исходя из действующих в регионе розничных цен (тарифов) на тепло- и электроэнергию для промышленных потребителей. При формировании прогнозной цены на продукцию организации рекомендуется представлять в пояснительной записке расчет и обоснование затрат по видам энергии с указанием единицы измерения, цены единицы измерения, необходимого объема энергии на технологические цели.
IV.I.II. Рекомендации по формированию затрат на оплату труда
65. В соответствии с настоящими Методическим рекомендациями затраты по статье калькуляции "Затраты на оплату труда основных производственных рабочих" рассчитываются раздельно для рабочих - сдельщиков и рабочих - повременщиков с учетом трудоемкости работ. Затраты на оплату труда основных производственных рабочих включают основную и дополнительную заработную плату (компенсации), относящуюся на продукцию в качестве прямых затрат, и отражаются в документе "Расшифровка и обоснование расходов на оплату труда", составляемом по формам N 6 серия, N 6д серия, N 6 ремонт, N 6д ремонт, N 6 утилизация, N 6 сервис.
66. Затраты по статье калькуляции "Затраты на оплату труда", включаемой в документ "Плановая калькуляция затрат" (форма N 2 НИОКР), рассчитываются раздельно для инженерно-технических работников, рабочих - сдельщиков и рабочих - повременщиков с учетом количества работников, трудоемкости работ. Затраты на оплату труда включают основную и дополнительную заработную плату (компенсации), относящуюся на продукцию в качестве прямых затрат, и отражаются в документе "Расшифровка и обоснование расходов на оплату труда", составляемом по форме N 6 НИОКР.
67. В состав основной заработной платы основных производственных рабочих и работников, непосредственно занятых созданием продукции (далее - производственные работники), рекомендуется включать следующие виды выплат (документ "Расшифровка основной заработной платы и трудовых затрат"):
а) затраты на оплату труда, начисляемую за выполнение операций по отдельным нормам и расценкам категорий производственных работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции (сдельно). Размер этих затрат определяется исходя из расчетной (плановой) трудоемкости и тарифных ставок оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени, установленных в организации коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством;
б) затраты на оплату труда рабочих - повременщиков, непосредственно участвующих в процессе производства продукции (повременно). Размер этих затрат определяется исходя из расчетной (плановой) трудоемкости и тарифных ставок (окладов) оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени, установленных в организации коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством;
в) начисления стимулирующего характера, включающие премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и иные начисления, предусмотренные системой оплаты труда, применяемой в организации;
г) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
д) затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, включающие расходы, связанные с особым режимом работы и труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
68. В соответствии с настоящими методическими рекомендациями расчет основной заработной платы рекомендуется производить по согласованному с заказчиком нормативу основной заработной платы основных производственных работников, который отражается в документе "Сведения об объемах поставки продукции", составляемом по формам документов N 10.1 серия, N 10.1д серия, N 10.1 ремонт, N 10.1д ремонт, N 10.1 утилизация, N 10.1 сервис, N 10.1 НИОКР. При планировании расходов на оплату труда допускается по согласованию с заказчиком использование показателя среднего размера заработной платы, который определяется исходя из его уровня, достигнутого организацией в предшествующем периоде, с учетом уровня оплаты труда в отрасли и регионе. Фонд оплаты труда предшествующего периода корректируется исходя из планируемого объема производства продукции, намеченных мероприятий по повышению производительности труда с учетом индекса потребительских цен, умноженного на коэффициент, не превышающий темп роста реальной заработной платы в соответствующем году относительно предыдущего года.
69. Дополнительная заработная плата включает начисления за неотработанное время, установленные в организации коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством. Расчет дополнительной заработной платы рекомендуется производить по согласованному с заказчиком нормативу к основной заработной плате производственных работников, который отражается в документе "Сведения об объемах поставки продукции", составляемом по формам документов N 10.1 серия, N 10.1д серия, N 10.1 ремонт, N 10.1д ремонт, N 10.1 утилизация, N 10.1 сервис, N 10.1 НИОКР.
70. В документе "Расшифровка и обоснование расходов на оплату труда" сведения о трудоемкости работ и расходах на оплату труда отражаются по категориям привлекаемых работников.
IV.I.III. Рекомендации по формированию затрат на страховые взносы на обязательное социальное страхование
71. Страховые взносы на обязательное социальное страхование в рамках настоящих Методических рекомендаций рекомендуется рассчитывать на основании плановых показателей расходов на оплату труда и установленных тарифов исчисления взносов во внебюджетные фонды.
72. В затраты по статье калькуляции "Страховые взносы на обязательное социальное страхование" документа "Плановая калькуляция затрат" рекомендуется включать затраты на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
73. Расчет и обоснование статьи калькуляции "Страховые взносы на обязательное социальное страхование" приводится в пояснительной записке.
IV.I.IV. Рекомендации по формированию состава общепроизводственных и общехозяйственных затрат
74. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями общепроизводственные затраты включают:
а) затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственных помещений, оборудования, вспомогательных производственных машин;
б) износ и затраты на восстановление парка производственных агрегатов;
в) фонд оплаты труда аппарата управления производственных подразделений с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование;
г) другие управленческие производственные расходы.
75. Общепроизводственные затраты рекомендуется отражать в документе "Смета и расчет общепроизводственных расходов".
76. Общехозяйственные затраты включают затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации. К общехозяйственным затратам относят:
а) фонд оплаты труда управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование;
б) амортизацию;
в) расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и механизмов общехозяйственного назначения;
г) расходы, связанные с командировками общехозяйственного назначения;
д) расходы на содержание, проведение исследований, испытаний в лабораториях организации;
е) расходы на обучение персонала организации.
77. В общехозяйственные затраты не включаются следующие затраты:
а) представительские расходы;
б) расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;
в) рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);
г) расходы на сувенирную продукцию;
д) расходы на симпозиумы, семинары, конференции;
е) расходы по зарубежным командировкам;
ж) расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.
78. Общехозяйственные затраты рекомендуется отражать в документе "Смета и расчет общехозяйственных расходов".
79. В документы "Смета и расчет общепроизводственных расходов" и "Смета и расчет общехозяйственных расходов" рекомендуется включать соответственно общепроизводственные и общехозяйственные затраты предыдущего (план, факт) и планируемого периодов как в целом по организации, так и по государственным контрактам государственного оборонного заказа. Под планируемым периодом понимается год выпуска продукции, на которую формируется прогнозная цена. Сведения на текущий период рекомендуется представлять в пояснительной записке по формам указанных документов.
80. Постатейные перечни затрат, отражаемых в документах "Смета и расчет общепроизводственных расходов" и "Смета и расчет общехозяйственных расходов", рекомендуется составлять в соответствии с принятой в организации учетной политикой.
81. Общепроизводственные расходы каждого структурного подразделения могут относиться на продукцию либо прямым счетом, либо одним из следующих методов, определяемых спецификой производимой продукции:
а) пропорционально основной заработной плате производственных работников;
б) по нормо-часам;
в) по сметным ставкам;
г) пропорционально выпуску продукции в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой.
82. Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных работников.
83. В качестве базы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов рекомендуется применять основную заработную плату производственных работников, приходящуюся на продукцию, для которой составляется предложение о прогнозной цене. Исходя из специфики продукции и в соответствии с принятыми в организации правилами учета может быть установлен иной порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат.
84. В случае принятия основной заработной платы производственных работников в качестве базы распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат расчет данных затрат в себестоимости продукции рекомендуется производить следующим образом:
а) расчет прогнозных величин общепроизводственных и общехозяйственных затрат на основе индексации величин элементов общепроизводственных и общехозяйственных затрат текущего года с применением соответствующих индексов потребительских цен, индексов производителей, индексов - дефляторов по видам экономической деятельности и других показателей, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации в установленном порядке, с учетом факторов, снижающих затраты и возможностей их минимизации. Для расчета принимаются сметы общепроизводственных и общехозяйственных затрат, составленные в соответствии с Порядком определения состава затрат и Порядком определения состава затрат на создание НТП;
б) расчет прогнозной величины основной заработной платы основных производственных работников (при отсутствии согласованного норматива основной заработной платы на планируемый период), с учетом уровня оплаты труда в отрасли и регионе. При этом фонд оплаты труда организации отчетного периода корректируется исходя из планируемого объема производства продукции, намеченных мероприятий по повышению производительности труда и с учетом прогнозируемого на федеральном уровне показателя инфляции (подтверждаются данными документов "Сведения об объемах поставки продукции", составляемых по формам документов N 10.1 серия, N 10.1д серия, N 10.1 ремонт, N 10.1д ремонт, N 10.1 утилизация, N 10.1 сервис, N 10.1 НИОКР);
в) определение процента распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат на продукцию организации;
г) расчет величины базы распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат на продукцию, по которой прогнозируется цена;
д) расчет прогнозных величин общепроизводственных и общехозяйственных затрат в прогнозной цене на продукцию.
85. При наличии на планируемый период нормативов общепроизводственных и общехозяйственных затрат для расчета может быть применен нормативный процент. Обоснование нормативов общепроизводственных и общехозяйственных затрат приводятся в пояснительной записке.
86. Величины общепроизводственных и общехозяйственных затрат, отражаемые в документах "Смета и расчет общепроизводственных расходов" и "Смета и расчет общехозяйственных расходов", включаются в документ "Плановая калькуляция затрат".
87. Нормативы общепроизводственных и общехозяйственных затрат отражаются в документах "Сведения об объемах поставки продукции", составляемых по формам N 10.1 серия, N 10.1д серия, N 10.1 ремонт, N 10.1д ремонт, N 10.1 утилизация, N 10.1 сервис, N 10.1 НИОКР.
IV.I.V. Рекомендации по формированию состава специальных и других расходов
IV.I.V.I. Рекомендации по формированию специальных и других расходов при производстве всех видов продукции, за исключением научно-технической продукции
88. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями специальные и другие расходы при производстве всех видов продукции, за исключением научно-технической продукции, рекомендуется отражать в документе "Смета и расчет специальных и других расходов", составляемом по формам N 9 серия, N 9д серия, N 9д ремонт, N 9 утилизация, и включают:
а) специальные затраты;
б) затраты на специальную технологическую оснастку;
в) затраты на подготовку и освоение производства;
г) прочие производственные затраты.
89. Согласно Порядку определения состава затрат в статью калькуляции "Специальные затраты" рекомендуется включать затраты на содержание специальных служб организации, оказание специальной технической помощи сторонними организациями, обеспечение и проведение испытаний в соответствии с технологическими процессами.
90. Специальные затраты рекомендуется расшифровывать в документах "Расшифровка затрат по статье "Специальные затраты", составляемых по формам N 9.1 серия, N 9.1д серия, N 9.1 ремонт, N 9.1д ремонт, N 9.1 утилизация, N 9.1 сервис, которые рекомендуется заполнять в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой и подтверждать выпиской из учетной политики организации на соответствующий год, которая представляется в пояснительной записке.
91. Документ "Расшифровка затрат по статье "Специальные затраты" содержит данные, относящиеся к предыдущему и плановому ("затраты") периодам. Сведения по форме указанного документа на текущий период рекомендуется представлять в пояснительной записке.
92. В документ "Расшифровка затрат по статье "Специальные затраты" рекомендуется включать следующие статьи затрат:
а) содержание специальных служб и объектов организации;
б) расходы на проведение испытаний;
в) специальная техническая помощь сторонних организаций;
г) прочие работы.
93. Затраты на специальную технологическую оснастку расшифровываются в документах "Расшифровка затрат по статье "затраты на специальную технологическую оснастку", составляемых по формам документов N 9.2 серия, N 9.2д серия, N 9.2 ремонт, N 9.2д ремонт, N 9.2 утилизация, N 9.2 сервис, и включают затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения.
94. В документ "Затраты на специальную технологическую оснастку" рекомендуется включать следующие статьи затрат:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "документ "Расшифровка затрат по статье "затраты на специальную технологическую оснастку""
а) стоимость вновь изготовленной оснастки;
б) стоимость приобретаемой оснастки;
в) стоимость заимствованной оснастки, используемой от других изделий;
г) стоимость ремонта и поддержания в рабочем состоянии оснастки.
95. Изготовление специальной технологической оснастки и инструментов собственного изготовления рекомендуется учитывать по себестоимости их изготовления. Затраты по специальной оснастке списываются на себестоимость продукции в соответствии с согласованной с заказчиком ставкой погашения на единицу изделия, рассчитанной исходя из сметы расходов и количества изделий. При производстве единичных заказов расходы по изготовлению инструментов и приспособлений целевого назначения относятся на себестоимость продукции по данному заказу в соответствии с условиями контракта.
96. В целях обоснования расчета затрат на специальную технологическую оснастку рекомендуется также формирование и представление организацией документа "Расшифровка затрат по статье "Затраты на специальную технологическую оснастку" за предыдущий период.
97. Затраты на подготовку и освоение производства расшифровываются в документах "Расшифровка затрат на подготовку и освоение производства", составляемых по формам документов N 9.3 серия, N 9.3д серия, N 9.3д ремонт, N 9.3 утилизация, и включают расходы и затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции, а также продукции, объемы производства которой увеличились в два и более раз, относимые на себестоимость этой продукции.
98. В документ "Расшифровка затрат на подготовку и освоение производства" рекомендуется включать следующие статьи затрат:
а) пусковые расходы;
б) подготовка и освоение производства новых видов продукции;
в) подготовка и освоение производства продукции, объемы производства которой увеличились в два и более раз.
99. Номенклатура затрат на подготовку и освоение производства новых видов продукции приведена в приложении 3 к Порядку определения состава затрат.
100. Документ "Расшифровка затрат на подготовку и освоение производства" формируется в порядке, согласованном с заказчиком, если ранее указанные расходы не были возмещены отдельным контрактом. Расчет затрат на подготовку и освоение производства рекомендуется осуществлять с учетом норм списания на единицу продукции, устанавливаемых по согласованию с заказчиком, исходя из величины затрат и объема выпуска продукции.
101. Прочие производственные затраты расшифровываются в документах "Расшифровка затрат по статье "прочие производственные затраты", составляемых по формам документов N 9.4 серия, N 9.4д серия, N 9.3 ремонт, N 9.4д ремонт, N 9.4 утилизация, N 9.3 сервис, и включают:
а) проценты по кредитам в размере не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 1,5 процентного пункта, в случае, если не предусмотрено субсидирование данных расходов из федерального бюджета на момент формирования прогнозной цены на продукцию. Размер и сроки погашения кредитов рекомендуется рассчитывать исходя из потребностей организации в денежных средствах на создание конкретной продукции по согласованию с заказчиком;
б) страховые взносы по различным видам страхования рисков, возникающих при производстве, хранении и транспортировке продукции. Расходы по обязательным видам страхования рекомендуется включать в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций, расходы по другим видам страхования включаются по нормативам, согласованным с заказчиком;
в) затраты на служебные командировки работников, непосредственно связанные с производством конкретной продукции;
г) другие виды затрат, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
102. При расчете процентов по кредиту рекомендуется указывать, в том числе, параметры планируемого бюджетного и внебюджетного финансирования на проведение работ.
IV.I.V.II. Рекомендации по формированию специальных и других расходов при производстве научно-технической продукции
103. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями специальные и другие расходы при производстве научно-технической продукции, рекомендуется отражать в документе "Смета и расчет специальных и других расходов", составляемом по формам N 9 НИОКР # и включают:
а) специальное оборудование;
б) командировки;
в) прочие прямые затраты.
104. Затраты на специальное оборудование рекомендуется расшифровывать в документе "Расшифровка затрат на специальное оборудование", составляемом по форме документа N 9.1 НИОКР, и включать затраты на приобретение и (или) изготовление специально разрабатываемого оборудования, механизмов, агрегатов, инструмента, специального имущества, необходимых для создания научно-технической продукции и (или) предназначенных для проведения исследований и испытаний.
105. В документ "Расшифровка затрат на специальное оборудование", рекомендуется включать затраты, связанные с приобретением и изготовлением силами организации специального оборудования с распределением затрат по каждому наименованию оборудования.
106. На приобретаемое специальное оборудование представляются калькуляции по статьям затрат в порядке, установленном для головных исполнителей по соответствующим статьям калькуляции в соответствии с Порядком определения состава затрат на создание НТП и настоящими Методическими рекомендациями.
107. Затраты на изготовление специального оборудования собственными силами рекомендуется расшифровывать в документе "Расшифровка затрат на изготовление специального оборудования собственными силами", составляемом по форме документа N 9.1.1 НИОКР, в соответствии с Порядком определения состава затрат по каждому наименованию специального оборудования.
108. Затраты на командировки рекомендуется расшифровывать в документе "Расчет затрат на командировки", составляемом по форме документа N 9.2 НИОКР, и включать расходы, связанные со служебными командировками. Согласно Порядку определения состава затрат на создание НТП в затраты на командировки включаются:
а) затраты по проезду работника до места командировки и обратно;
б) затраты по найму жилого помещения;
в) суточные;
г) иные затраты (другие расходы), произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (оформление и выдача виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов, консульские, аэродромные и иные аналогичные платежи и сборы).
109. В документе "Расчет затрат на командировки" рекомендуется отражать информацию о пункте проведения командировки, количестве командируемых сотрудников, продолжительности пребывания в командировке, понесенных затратах на командирование сотрудников. Затраты на командировки группируются по пунктам командировок.
110. Порядок включения и нормы возмещения затрат на командировочные расходы определяются в соответствии с трудовым и налоговым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также локальными актами организации по согласованию с заказчиком с учетом цен (тарифов) на командировочные услуги в местах командирования.
111. Прочие прямые затраты рекомендуется расшифровывать в документе "Расчет прочих прямых затрат", составляемом по форме документа N 9.3 НИОКР, и согласно Порядку определения состава затрат на создание НТП включают:
а) проценты по кредиту в размере не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (в случае, если не предусматривается бюджетное авансирование, полностью покрывающее планируемые затраты). Размер и сроки погашения кредитов рассчитываются исходя из потребностей организации в денежных средствах на создание конкретной продукции по согласованию с заказчиком;
б) затраты на подготовку специальной научно-технической информации, проведение патентных исследований, научно-технических конкурсов и экспертиз, приобретение специализированного программного обеспечения, лицензий, относящиеся на конкретную продукцию в целом или отдельные этапы ее создания, а также отдельные работы;
в) другие виды затрат, непосредственно связанных с созданием конкретной продукции и которые не могут быть отнесены к другим статьям прямых затрат, включая страховые взносы по различным видам страхования рисков, возникающих при производстве, хранении и транспортировке вооружения, военной и специальной техники.
112. При расчете процентов по кредиту рекомендуется указывать, в том числе параметры планируемого бюджетного и внебюджетного финансирования на проведение работ.
113. Затраты на изделия собственного производства рекомендуется отражать в документе "Плановая калькуляция затрат", составляемом по форме документа N 2 НИОКР, и включать расходы, связанные с изготовлением уникального или экспериментального изделия (экспериментального или опытного образца, опытной партии изделий, макетов изделий и др.) на собственном опытном производстве. Затраты на изделия собственного производства определяются и калькулируются в соответствии с Порядком определения затрат и включаются в документ "Плановая калькуляция затрат".
114. Расчет и обоснование затрат по статье калькуляции "Затраты на изделия собственного производства" рекомендуется представлять в пояснительной записке.
115. В дополнение к расшифровкам документа "Смета и расчет специальных и других расходов" рекомендуется представить расчет и обоснование, содержащий структуру затрат каждого вида специальных и других расходов.
IV.I.VI. Рекомендации по формированию состава внепроизводственные затрат
116. Во внепроизводственные затраты рекомендуется включать расходы, связанные с подготовкой продукции к транспортировке (упаковка, укрытие, маскировка и т.д.) в соответствии с техническими условиями и условиями поставки.
117. Внепроизводственные расходы, рассчитанные в соответствии с принятой в организации учетной политикой, рекомендуется обосновывать в пояснительной записке. В расчете-обосновании внепроизводственных затрат рекомендуется отражать плановые и фактические затраты, полученные в предыдущем периоде. При отклонении фактических затрат от плановых указываются причины отклонений.
V. Рекомендации по расчету обоснования прибыли
118. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями расчет прибыли организации на продукцию осуществляется по формуле:
;
где:
- размер процента, принятого для расчета прибыли, начисляемой на затраты по оплате покупных комплектующих изделий, покупных полуфабрикатов, приобретенных работ (услуг) других исполнителей государственного оборонного заказа;
- размер процента, принятого для расчета прибыли, начисляемого на затраты организации, составляющие полную себестоимость продукции за вычетом затрат организации на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) сторонних организаций (остальные затраты);
- затраты по оплате покупных комплектующих изделий, покупных полуфабрикатов, приобретенных работ (услуг) других исполнителей государственного оборонного заказа, а также затраты по оплате контрагентских поставок, контрагентских работ и специальных расходов;
- остальные затраты организации.
В случае обоснования организацией необходимости направления части прибыли от выполнения заданий государственного оборонного заказа на развитие производства для эффективного выполнения этих заданий, в том числе для снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, применяется коэффициент .
119. Затраты на покупные комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, приобретенные работы (услуги) других исполнителей государственного оборонного заказа и остальные затраты отражаются в документе "Расчет и обоснование прибыли".
120. В документе "Расчет и обоснование прибыли" отражаются также налог на прибыль и суммы денежных средств, планируемые к распределению из прибыли на развитие производства, создание фондов в соответствии с уставными документами, выплаты обязательных платежей, дивидендов, обслуживание социальной сферы, и т.д.
VI. Особенности формирования предложения о прогнозной цене отдельных видов продукции, позволяющие учитывать особенности ее производства
121. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями формирование предложения о прогнозной цене рекомендуется осуществлять с учетом следующих особенностей, обусловленных особенностями производства отдельных видов продукции:
а) документы по формам с N 1 НИОКР по N 11 НИОКР не составляются судостроительными и судоремонтными предприятиями, строящими и ремонтирующими корабли по государственным контрактам с источником финансирования НИР и ОКР, и являющимися головными предприятиями. Вместо указанных форм составляются документы по формам с N 2д ремонт по N 11д ремонт и документы по формам с N 2д серия по N 11д серия;
б) документы по формам с N 1 сервис по N 11 сервис заполняются при выполнении работ по эксплуатации, управлению и оказанию услуг по запуску космических комплексов и аппаратов;
в) документы по формам с N 1 НИОКР по N 11 НИОКР заполняются в целом по работе и отдельно на каждый этап НИР (ОКР). В случае, продолжительность выполнения работ составляет более одного года, документы составляются в целом по работе, а также отдельно по каждому году и этапу выполнения НИР (ОКР);
г) документы по формам с N 1 утилизация по N 11 утилизация составляются на каждый продукт, полученный от утилизации продукции, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями;
д) документы по формам с N 2д серия по N 11д серия и с N 2д ремонт по N 11д ремонт составляются с включением данных по каждому году производственного цикла (цикл выполнения работ).
122. Формирование предложения о прогнозной цене рекомендуется осуществлять на основании следующих документов:
а) тактико-техническое задание (техническое задание);
б) спецификация на создание продукции;
в) конструктивные чертежи общего расположения;
г) принципиальная (проектная) технология с основными тактико-техническими характеристиками (техническими характеристиками);
д) организационно-технологическая схема создания продукции;
е) расчет трудоемкости создания продукции;
ж) график создания продукции.
VII. Рекомендации по сведениям об объемах поставок продукции
VII.I. Рекомендации по сведениям об объемах поставок аналогичной продукции
123. Сведения об объемах поставок аналогичной продукции рекомендуется отражать в документе "Сведения об объемах поставок аналогичной продукции", составляемом по форме документов N 10 серия, N 10д серия, N 10 ремонт, N 10д ремонт, N 10 утилизация, N 10 сервис, N 10 НИОКР.
124. В сведения об объемах поставок аналогичной продукции рекомендуется включать следующие данные, необходимые для сравнительного анализа цен на продукцию за предыдущий и планируемый периоды, поставляемой по государственным контрактам с государственными заказчиками государственного оборонного заказа, и на экспорт:
а) наименование продукции (работ, услуг);
б) наименование государства - импортера продукции;
в) цена за единицу продукции;
г) технологическая трудоемкость на единицу измерения и др.
125. Сведения по форме указанного документа на текущий период представляются в пояснительной записке.
VII.II. Рекомендации по сведениям об объемах поставки продукции
126. Сведения об объемах поставок продукции рекомендуется отражать в документах "Сведения об объемах поставки продукции", составляемых по форме документов N 10.1 серия, N 10.1д серия, N 10.1 ремонт, N 10.1д ремонт, N 10.1 утилизация, N 10.1 сервис, N 10.1 НИОКР.
127. Документ "Сведения об объемах поставки продукции" заполняется на основании информации об объемах поставки продукции в целом по организации, в том числе по государственным контрактам (контрактам) по ГОЗ. В документе также отражается информация о поставках продукции на экспорт. В Документ "Сведения об объемах поставки продукции" рекомендуется включать данные о показателях за отчетный год и плановый период.
128. Документ "Сведения об объемах поставки продукции" содержит данные за отчетный год (год, предшествующий году формирования прогнозной цены) и за годы, предусмотренные бизнес-планом (годы, следующие за годом формирования прогнозной цены). Сведения по форме указанных документов на текущий период представляются в пояснительной записке.
129. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями документ "Сведения об объемах поставки продукции" рекомендуется представлять в соответствии с принятыми в организации учетной политикой, подтверждаемой соответствующей выпиской, производственной программой и бизнес-планом и включают:
а) выручку организации;
б) финансовый результат организации от реализации продукции;
в) уровень рентабельности;
г) себестоимость продукции;
д) выпуск товарной продукции;
е) себестоимость товарной продукции;
ж) среднесписочную численность работников организации;
з) показатели уровня основной заработной платы работников организации;
и) показатели норматива основной заработной платы работников организации;
к) показатели уровня дополнительной заработной платы работников организации;
л) норматив дополнительной заработной платы работников организации, выраженный в процентном отношении к основной заработной плате;
м) показатели технологической трудоемкости работ, сформированной с учетом незавершенного производства организации;
н) показатели общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации;
о) нормативы общепроизводственных и общехозяйственных расходов, выраженные в процентном отношении;
п) нормативы транспортно-заготовительных и внепроизводственных расходов, выраженные в процентном отношении.
130. Отдельные показатели документа "Сведения об объемах поставки продукции" могут соответствовать данным бухгалтерской отчетности организации за период, предшествующий отчетному периоду.
131. В документе "Сведения об объемах поставки продукции" информация представляется по планируемым и фактическим данным об объемах поставок продукции. При наличии отклонений фактических показателей от плановых рекомендуется указывать причины отклонений в пояснительной записке.
132. Планируемые данные отражаются в графе "Предусмотрено бизнес-планом на 20__год". Информация об утвержденных экономических нормативах указывается в пояснительной записке.
133. Аналогичные данные за текущий период рекомендуется отражать по соответствующим формам документов в пояснительной записке.
VIII. Рекомендации по сведениям об оказанной (планируемой) государственной финансовой поддержке, влияющей на прогнозную цену
134. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями сведения об оказанной (планируемой) государственной финансовой поддержке рекомендуется представлять в пояснительной записке и включать информацию о следующих видах поддержки:
а) бюджетные субсидии;
б) бюджетные кредиты;
в) государственные гарантии по кредитам;
г) дотации.
135. Дополнительно представляется информация об участии организации в государственных, федеральных целевых и федеральных адресных инвестиционных программах с указанием параметров государственного участия.
IX. Рекомендации по сведениям о планируемых кооперационных связях
136. В целях раскрытия и обоснования информации о кооперационных связях организации при производстве продукции рекомендуется представлять расчет цен (предложение о прогнозной цене) на комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) организаций-соисполнителей, общая стоимость которых составляет не менее 80 процентов общей стоимости всех покупных изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг), включенных в прогнозную цену, а также представляется расчет цен и обоснование работ и услуг исполнителей составных частей НИР (ОКР) в объеме, предусмотренном для головного исполнителя НИР (ОКР) (предложение о прогнозной цене).
137. Сведения о планируемых кооперационных связях рекомендуется приводить в пояснительной записке в составе следующей информации:
а) полное наименование продукции, подлежащей поставке организацией-соисполнителем, включая шифр (код), присвоенный организацией - потенциальным поставщиком продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу;
б) полное наименование организации - соисполнителя;
в) данные о месте нахождения организации - соисполнителя;
г) регистрационные данные юридического лица в соответствии с выданными свидетельствами о государственной регистрации, постановке на налоговый учет в налоговых органах Российской Федерации;
д) лицензии, патенты, сертификаты соответствия, подтверждения прав на осуществление деятельности по ГОЗ;
е) технико-экономическое и финансовое обоснование привлечения для выполнения работ конкретной организации - соисполнителя;
ж) данные, подтверждающие добросовестность организации - соисполнителя;
з) данные, подтверждающие опыт производства и поставки аналогичной продукции;
и) данные, подтверждающие наличие необходимых трудовых ресурсов достаточной квалификации;
к) заверенные копии форм бухгалтерской отчетности за отчетный период;
л) информация о фактах необоснованного завышения организацией - соисполнителем цены на продукцию и других нарушениях антимонопольного законодательства.
X. Рекомендации по оформлению и представлению предложения о прогнозной цене
138. Предложение о прогнозной цене рекомендуется представлять в Минпромторг России в течение 30 дней со дня получения запроса Минпромторга России о прогнозной цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика, форма которого установлена приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2014 г. N 469-а.
139. По запросам Минпромторга России организации рекомендуется представлять дополнительные документы, необходимые, для обоснования прогнозной цены продукции, в порядке, установленном настоящими Методическими рекомендациями.
140. Предложение о прогнозной цене и дополнительные документы (по запросу Минпромторга России) рекомендуется направлять в Минпромторг России (в структурное подразделение Минпромторга России в соответствии со сферой ведения).
141. С получением от Федеральной службы по тарифам заключения с рекомендациями о прогнозной цене на продукцию организации, при необходимости, рекомендуется составлять мотивированное возражение и направлять его в течение 3 рабочих дней в Минпромторг России (в структурное подразделение Минпромторга России в соответствии со сферой ведения).
142. При оформлении и представлении предложения о прогнозной цене, дополнительных документов и мотивированного возражения организации обеспечивают выполнение требований Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и иных нормативных актов Российской Федерации в сфере защиты государственной тайны.
143. В случае если предложение о прогнозной цене не содержат сведений, составляющих государственную тайну и сведений ограниченного распространения, допускается их направление через специализированный портал "Ценообразование по ГОЗ" (далее - Портал) в сети Интернет по адресу: https://mavpk.vpk.ru.
144. Предложение о прогнозной цене рекомендуется оформлять на бумажных и электронных носителях информации с использованием программных продуктов Microsoft Office:
а) документы по формам, установленным приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2014 г. N 469-а. - Excel;
б) сопроводительное письмо с пояснительной запиской - Word.
145. Формы документов предложения о прогнозной цене и иные необходимые документы могут быть получены организациями на Портале.
146. В случае несовпадения данных бумажного и электронного носителей Минпромторгом России принимаются к рассмотрению документы на бумажных носителях. Не рекомендуется двусторонняя печать и скрепление листов, приводящее к порче бумажных носителей.
147. Все поля документов обязательны к заполнению, в незаполненных полях документов проставляются прочерки.
148. Сопроводительное письмо рекомендуется оформлять на бланке организации и подписывать ее руководителем (доверенным лицом со ссылкой на документ, предоставляющий право совершать юридически значимые действия).
149. В пояснительную записку рекомендуется включать следующие данные об организации - потенциальном поставщике продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу:
а) полное наименование организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах (включая наименование в латинской транскрипции, если таковая указывается);
б) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
г) код причины постановки на налоговый учет (КПП);
д) основные коды видов экономической деятельности налогоплательщика согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);
е) фамилия, имя, отчество руководителя организации полностью;
ж) фамилия, имя, отчество должностных лиц организации, ответственных за подписание документов предложения о прогнозной цене (лицо, ответственное за формирование финансовых показателей организации, главный бухгалтер организации, руководитель технологического (конструкторского) отдела (службы) организации, руководитель структурного подразделения организаций по труду и заработной плате, главный технолог организации, руководитель технического отдела организации);
з) перечень лицензий, патентов, сертификатов соответствия, подтверждения прав на осуществление деятельности по государственному оборонному заказу;
и) реквизиты документов, подтверждающих статус организации - единственного поставщика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 3 июля 2014 г. N 1257 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию организациями, осуществляющими деятельность в отраслях промышленности, входящих в сферу деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, предложений о прогнозной цене отдельных видов продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, позволяющих учитывать особенности ее производства"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23 января 2019 г. N 147
Изменения вступают в силу с 23 января 2019 г.