Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2015 г. N 3-КГ15-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А. и Кириллова В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2015 г. гражданское дело по иску Изъюрова П.И. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Коми об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учёт для получения социальной выплаты, обязании направить необходимый пакет документов
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Коми по доверенности Клубета А.М. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 сентября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 ноября 2014 г., которыми заявленные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федерального казённого учреждения - Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Коми Зайцева М.А., Клубета А.М., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Изъюров П.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Коми, переименованному на основании приказа директора ФСИН России от 10 ноября 2014 г. N 609 в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее - УФСИН России по Республике Коми), об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учёт для получения социальной выплаты, обязании направить необходимый пакет документов.
В обоснование требований Изъюров П.И. указал, что проходит службу в должности ... Федерального казённого учреждения "Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми". На основании его рапорта от 28 октября 2013 г. решением комиссии УФСИН России по Республике Коми от 7 ноября 2013 г. за ним было признано право на получение единовременной социальной выплаты, произведён расчёт единовременной выплаты в размере ... руб. ... коп.
Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (протокол от 22 января 2014 N 1) Изъюрову П.И. было отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По мнению Изъюрова П.И., решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты по указанному основанию является незаконным.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми и представитель третьего лица - Федерального казённого учреждения "Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми" в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признали.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 сентября 2014 г. исковые требования Изъюрова П.И. удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 22 января 2014 г. N 1, в части отказа Изъюрову П.И. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд также возложил на ФСИН России обязанность принять Изъюрова П.И. и членов его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22 января 2014 г., возложил на УФСИН России по Республике Коми обязанность направить в комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам и членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренный законом пакет документов, необходимых для решения вопроса о принятии Изъюрова П.И. на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 ноября 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми по доверенности Клубет А.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Изъюрова П.И. в полном объёме.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми по доверенности Клубета А.М. 13 мая 2015 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 19 июня 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В возражениях на кассационную жалобу Изъюров П.И. просит в её удовлетворении отказать.
Истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено, что с 1996 года Изъюров П.И. проходит службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Выслуга лет Изъюрова П.И. на 30 января 2014 г. составляет 20 лет 1 месяц 20 дней в календарном исчислении.
С 2004 года жилищно-бытовой комиссией ФКУ "Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми" Изъюров П.И. поставлен на очередь на улучшение жилищных условий.
21 ноября 2007 г. Изъюровым П.И. приобретено в собственность жилое помещение общей площадью ... кв. метра.
Судом также установлено, что 28 сентября 2010 г. Изъюров П.И. на основании договора дарения передал в собственность 1/5 доли в праве на квартиру (13,5 кв. метра) общей площадью 67,6 кв. метра Изъюрову И.П. (отцу), в связи с чем решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ "Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми" от 15 марта 2012 г. был снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 августа 2012 г. решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ "Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми" о снятии Изъюрова П.И. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий признано незаконным. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ "Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми" от 7 сентября 2012 г. он восстановлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
28 октября 2013 г. Изъюров П.И. обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его с составом семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", представив необходимый пакет документов.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам УФСИН России по Республики Коми и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 7 ноября 2013 г. принято решение о признании за Изъюровым П.И. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека с учётом имеющегося у него жилого помещения. Соответствующие документы были направлены в комиссию ФСИН России.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом от 22 января 2014 г. N 1, Изъюрову П.И. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с тем, что 19 октября 2010 г. Изъюровым П.И. было произведено отчуждение принадлежащей ему 1/5 доли в праве на квартиру (13,5 кв. метра) в пользу отца путём заключения договора дарения.
Удовлетворяя исковые требования Изъюрова П.И. о признании незаконным решения ответчика об отказе в постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что действия Изъюрова П.И. по отчуждению доли в праве собственности на квартиру не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку указанные действия совершены до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также суд указал, что отчуждение доли жилого помещения объективно не влияло на возникновение у Изъюрова П.И. права состоять на учёте для получения единовременной социальной выплаты, поскольку даже с учётом отчуждённой им доли в праве на квартиру истец обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров, что даёт ему право на получение указанной социальной выплаты.
С данным выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учёта для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что 28 декабря 2010 г. на основании договора дарения доли в праве собственности на квартиру Изъюров П.И. передал в собственность Изъюрову И.П. 1/5 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: ...
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что действия Изъюрова П.И. по отчуждению указанной доли в праве собственности на квартиру в пользу Изъюрова И.П. не были совершены истцом с намерением приобретения права состоять на учёте на получение единовременной социальной выплаты, поскольку имели место до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.
Между тем, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 1 марта 2005 г., граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учёте на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учёт не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и такое условие уже было ранее установлено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, а также исходя из пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение ответчика об отказе в постановке на учёт Изъюрова П.И. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.
Таким образом, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения о возложении на ФСИН России обязанности по принятию Изъюрова П.И. и членов его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22 января 2014 г.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Изъюрова П.И. отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 сентября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 ноября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Изъюрова П.И. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Коми об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учёт для получения социальной выплаты, обязании направить необходимый пакет документов.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2015 г. N 3-КГ15-7
Текст определения официально опубликован не был