Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2015 г. N 2-КГ15-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А. и Кириллова В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2015 г. гражданское дело по иску прокурора г. Вологды, действующего в интересах Доброрадова Г.В., к Государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путёвку на санаторно-курортное лечение за 2013 год,
по кассационной жалобе исполняющей обязанности управляющего Государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Медведевой Н.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 11 июля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 1 октября 2014 г., которыми иск удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителей Государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю. и Сурогиной А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор г. Вологды, действующий в интересах Доброрадова Г.В., обратился 11 июня 2014 г. в суд с иском к Государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ, региональное отделение Фонда) с требованием о возложении обязанности на ответчика предоставить Доброрадову Г.В. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В обоснование заявленных требований прокурор г. Вологды указал, что Доброрадов Г.В. является инвалидом II группы по общему заболеванию.
Согласно справкам бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N 4" от 21 сентября 2012 г. N 697, от 16 мая 2013 г. N 345, от 2 сентября 2013 г. N 600, от 12 марта 2014 г. N 210 у Доброрадова Г.В. имеются медицинские показания для получения путёвки.
9 января 2013 г. Доброрадов Г.В. обратился в ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение и 10 января 2013 г. принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, на момент регистрации его заявления регистрационный номер очереди - 6 873.
В 2013 году путёвка на санаторно-курортное лечение Доброрадову Г.В. предоставлена не была, в связи с чем он обратился в прокуратуру г. Вологды.
По обращению Доброрадова Г.В. по факту непредоставления ему ГУ - Вологодским региональным отделением ФСС РФ путёвки на санаторно-курортное лечение прокуратурой г. Вологды проведена проверка, в ходе которой установлено, что Доброрадов Г.В., имеющий медицинские показания и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, выполнил все необходимые условия для получения санаторно-курортной путёвки, однако путёвку в 2013 году он не получил.
По мнению прокурора г. Вологды, ГУ - Вологодским региональным отделением ФСС РФ нарушено право Доброрадова Г.В., предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В связи с этим прокурор г. Вологды просил суд обязать ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ предоставить Доброрадову Г.В. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Ответчик - ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ - иск не признал.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 11 июля 2014 г. исковые требования прокурора г. Вологды, действующего в интересах Доброрадова Г.В., удовлетворены. Суд обязал ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ предоставить Доброрадову Г.В. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 1 октября 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе исполняющей обязанности управляющего ГУ - Вологодского регионального отделения ФСС РФ Медведевой Н.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 25 марта 2015 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 19 июня 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции прокурор г. Вологды и Доброрадов Г.В. не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора г. Вологды и Доброрадова Г.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё и.о. заместителя прокурора города Вологды Власовой Ю.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Доброрадов Г.В. является инвалидом II группы по общему заболеванию.
Согласно справкам бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N 4" от 21 сентября 2012 г. N 697, от 16 мая 2013 г. N 345, от 2 сентября 2013 г. N 600, от 12 марта 2014 г. N 210 у Доброрадова Г.В. имеются медицинские показания для получения путёвки на санаторно-курортное лечение.
9 января 2013 г. Доброрадов Г.В. обратился в ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов.
10 января 2013 г. ГУ - Вологодским региональным отделением ФСС РФ Доброрадов Г.В. был принят на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением, регистрационный номер очереди - 6873.
В 2013 году путёвка на санаторно-курортное лечение Доброрадову Г.В. предоставлена не была.
С просьбой оказать содействие в получении путёвки на санаторно-курортное лечение Доброрадов Г.В. 16 мая 2014 г. обратился в прокуратуру г. Вологды.
Прокурор г. Вологды в интересах Доброрадова Г.В. 11 июня 2014 г. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - Вологодскому региональному отделению ФСС РФ о возложении на ответчика обязанности предоставить Доброрадову Г.В. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, действовавшего в интересах Доброрадова Г.В., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Доброрадов Г.В., своевременно обратившийся к ответчику с заявлением на получение путёвки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение в 2013 году и ему не может быть в этом отказано, в связи с чем обязал ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ предоставить Доброрадову Г.В. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Суд также указал, что недостаточное финансирование регионального отделения Фонда на приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение из средств федерального бюджета и большое количество лиц в регионе, имеющих право на такую социальную услугу, как санаторно-курортное лечение, не могут явиться основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении права Доброрадова Г.В. на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год и об обязании по этой причине ответчика предоставить ему путёвку на санаторно-курортное лечение за 2013 год без учёта установленной в регионе очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включённые в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключённых между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путёвки действительна, как указано в её тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путёвки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подаётся гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путёвки и справки для получения путёвки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путёвки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путёвки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путёвки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента)
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключёнными с ними договорами (пп. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объём необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 637н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 928,7 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1452,9 руб.; в 2014 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1527,2 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 750н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).
Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счёт и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объёмы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путёвки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путёвки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путёвок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путёвок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком Доброрадову Г.В. путёвки на санаторно-курортное лечение в 2013 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение, обязывающее ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ предоставить Доброрадову Г.В. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2013 год, судом не приняты во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путёвок на санаторно-курортное лечение по Вологодской области, заявления которых о предоставлении путёвки были зарегистрированы ранее обращения Доброрадова Г.В. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Заявление Доброрадова Г.В. от 9 января 2013 г. о предоставлении санаторно-курортной путёвки в 2013 году было рассмотрено Вологодским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, 10 января 2013 г. он был принят на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под регистрационным номером 6873.
Следовательно, путёвка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Доброрадову Г.В. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
С учётом приведённых обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми на ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ возложена обязанность предоставить Доброрадову Г.В. санаторно-курортную путевку за 2013 год на основании справки лечебного учреждения по профилю его заболевания без учёта установленной в регионе очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов ГУ - Вологодского регионального отделения ФСС РФ, что согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора г. Вологды, действующего в интересах Доброрадова Г.В., не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судебными инстанциями допущена существенная ошибка в применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 11 июля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 1 октября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска прокурора г. Вологды, действующего в интересах Доброрадова Г.В., к Государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить Доброрадову Г.В. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2015 г. N 2-КГ15-5
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, июль 2016 г., N 7 (в извлечении)