Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 16-АПГ15-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" Фёдорова Д.С. на решение Волгоградского областного суда от 13 мая 2015 года, которым удовлетворено заявление Питенко Натальи Владимировны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Питенко Н.В. обратилась в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... область, ... район, г. ..., ул. ..., ..., в размере его рыночной стоимости ... рублей, возложении на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости и указать кадастровую стоимость приведенного выше земельного участка в размере ... рублей.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что указанный земельный участок принадлежит ей на праве собственности. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость данного земельного участка составляет ... рубля ... копейки, что не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете специализированной оценочной организации по состоянию на 01 января 2010 года - ... рублей.
В ходе производства по делу заявитель отказалась от требования о возложении на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости и указать кадастровую стоимость земельного участка в размере ... рублей, просила установить кадастровую стоимость принадлежащего ей земельного участка в размере его рыночной стоимости ... рублей.
К участию в деле привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления по Волгоградской области, администрация Волгоградской области.
Решением Волгоградского областного суда от 13 мая 2015 года заявление Питенко Н.В. от 24 декабря 2014 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворено. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... область, ... район, г. ..., ул. ..., ..., в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года - ... рублей.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, Федеральный закон N 135-ФЗ) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Как следует из материалов дела, в качестве заинтересованных лиц к участию в деле были привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице управления по Волгоградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, администрация Волгоградской области, администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ... область, ... район, г. ..., ул. ..., ...
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01 января 2010 года.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка площадью ... кв.м составляет ... рубля 24 копейки.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22 декабря 2014 года земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на кадастровый учет 10 апреля 2009 года.
Согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки и консалтинга "Арта" от 02 апреля 2015 года N 150327/01-ЗУ рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляет ... рублей.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что экспертное заключение от 02 апреля 2015 года N 150327/01-ЗУ соответствует требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 13 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области Фёдорова Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 16-АПГ15-21
Текст определения официально опубликован не был