Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2015 г. N 14-АПГ15-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арена" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 11 июня 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Арена" (далее - ООО "Арена") обратилось в Воронежский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости: с кадастровым номером 36:34:0304032:126 площадью 2998 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Волгоградская, д. 30к; с кадастровым номером 36:34:0304032:74 площадью 3 087 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Волгоградская, д. 30; с кадастровым номером 36:34:0304032:127 площадью 3 138 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Волгоградская, д. 30л.
Решением Воронежского областного суда от 11 июня 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация городского округа город Воронеж Воронежской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Заявителю принадлежат на праве собственности земельные участки: с кадастровым номером 36:34:0304032:126 площадью 2 998 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Волгоградская, д. 30к; с кадастровым номером 36:34:0304032:74 площадью 3 087 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Волгоградская, д. 30; с кадастровым номером 36:34:0304032:127 площадью 3 138 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Волгоградская, д. 30л.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет 9 ноября 2010 г., 22 августа 2007 г. и 9 ноября 2010 г. соответственно.
Кадастровая стоимость земельных участков составляет 6 112 082,56 руб., 9 658 049,94 руб. и 6 397 503,36 руб.
Уведомлениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области от 17 декабря 2014 г. в принятии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков отказано.
Согласно представленным обществом отчетам об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация независимой оценки", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0304032:126 по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 2 847 559 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:34:0304032:74 по состоянию на 1 января 2009 г. - 2 932 092 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:34:0304032:127 по состоянию на 1 января 2009 г. - 2 980 533 руб.
Судом первой инстанции по ходатайству представителя заявителя в отношении каждого земельного участка назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости, проведение экспертизы поручено федеральному бюджетному учреждению "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации.
По результатам судебной экспертизы согласно экспертным заключениям рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0304032:126 по состоянию на 9 ноября 2010 г. составила 4 254 162 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:34:0304032:74 по состоянию на 1 января 2009 г. - 3 574 746 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:34:0304032:127 по состоянию на 9 ноября 2010 г - 4 452 822 руб.
Суд первой инстанции признал заключения эксперта надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость каждого земельного участка, и удовлетворил заявление ООО "Арена".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных указанной статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с указанной статьей.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0304032:126 определена по состоянию на 9 ноября 2010 г., земельного участка с кадастровым номером 36:34:0304032:74 - по состоянию на 1 января 2009 г., земельного участка с кадастровым номером 36:34:0304032:127 - по состоянию на 9 ноября 2010 г., исходя из чего оценка рыночной стоимости данных объектов недвижимости произведена экспертом на указанные даты.
Экспертные заключения соответствуют положениям статей 85 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе являются обоснованными и объективными, содержат подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, составлены в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе требованиями Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Из экспертных заключений следует, что рыночная стоимость каждого оцениваемого объекта недвижимости определена в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж.
Объекты-аналоги выбраны экспертом по объявлениям из Единой базы недвижимости INFOLINE и являются сопоставимыми с объектами оценки.
В качестве элементов сравнения приняты факт сделки (уторговывание), время продажи/предложения, расположение относительно автомагистралей, общая площадь (фактор масштаба), наличие коммуникаций.
Выявленные отличия объектов-аналогов от объектов оценки откорректированы экспертом. Эксперт обосновал применение каждой корректировки, приведены расчеты и имеются ссылки на источники информации.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что указанные в заключениях эксперта итоговые величины рыночной стоимости земельных участков являются достоверными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Воронежского областного суда от 11 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2015 г. N 14-АПГ15-32
Текст определения официально опубликован не был