Определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 307-ЭС15-10653
Судья Верховного Суда Российской Федерации Золотова Е.Н.,
изучив кассационную жалобу Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли (прежнее наименование - некоммерческое партнерство "Объединение производителей проектных и строительных работ "Астериск") (г. Санкт-Петербург, заявитель) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2014 по делу N А56-23575/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2015 по тому же делу по иску федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, далее - Росреестр) к некоммерческому партнерству "Объединение производителей проектных и строительных работ "Астериск" (далее - ответчик, партнерство), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Москва, далее - Ростехнадзор), об исключении сведений о некоммерческом партнерстве "Объединение производителей проектных и строительных работ "Астериск" из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью, установил:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2015, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, заявителем ставится вопрос об отмене названных судебных актов по мотиву неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов заявителя основания для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют.
Как следует из судебных актов и установлено судами, 16.09.2011, на основании заявления партнерства от 05.09.2011, Росреестром принято решение о внесении сведений о партнерстве в реестр за N 0211, и предметом саморегулирования для него принята предпринимательская деятельность его членов в области осуществления проектных и строительных работ, кроме работ, производителя которых обязаны быть членами саморегулируемых организаций согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, о чем заявитель уведомлен письмом от 16.09.2011 N 7-5982-ВЛ.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организаций) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности. В случае если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулирующих организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом.
Установив, что внесение сведений в реестр в отношении партнерства произведено в противоречии с действующим законодательством, письмом от 04.02.2014 N 07-00500/14 Росреестр предложил партнерству подать заявление об исключении сведений о нем из реестра и разъяснил его право обратиться в Ростехнадзор для получения статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций установлен положением о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202 (далее - постановление Правительства N 1202), пунктом 2 которого установлено, что государственный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти: - Ростехнадзор - в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; - Росреестр - в отношении саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих.
Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, предусмотрено, что Ростехнадзор является органом федерального государственного строительного надзора.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 864) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций, осуществляются Ростехнадзором.
Удовлетворяя исковые требования, суды, учитывая положения устава партнерства и, руководствуясь положениями статей 1, 55.1-55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 20 Закона о саморегулируемых организаций, исходили из того, что функции по государственному строительному надзору вне зависимости от влияния либо не влияния работ на безопасность объектов, возложены на Ростехнадзор, а, следовательно, в силу приведенных положений подзаконных нормативных актов, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в указанной сфере также осуществляется Ростехнадзором.
Ссылка на отсутствие единообразия в толковании арбитражными судами норм права, обоснованная наличием судебных актов по другим делам, не принимается, поскольку по делу N А40-64438/2014 установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы заявителя не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, а по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не относится к полномочиям суда на стадии кассационного производства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8, 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 307-ЭС15-10653
Текст определения официально опубликован не был