Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 74-АПГ15-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный поток" о признании недействующим постановления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2014 г. N 148 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ-РЭС PC (Я) от 3 декабря 2013 г. N 200 "Об установлении одноставочных тарифов в сфере водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям ГО "город Якутск" республики Саха (Якутия)" по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя заявителя Воробьева М.С., представителя Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) Алексеевой С.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мосаловой Л.Ф., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) (далее - ГКЦ-РЭС PC (Я) принято постановление от 27 октября 2014 г. N 148 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ-РЭК PC (Я) от 3 декабря 2013 г. N 200 "Об установлении одноставочных тарифов в сфере водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям ГО "город Якутск" Республики Саха (Якутия)", которым был признан утратившим силу с момента установления пункт 52 приложения N 1 к постановлению правления ГКЦ-РЭК PC (Я) от 3 декабря 2013 г. N 200, устанавливавший в отношении общества с ограниченной ответственностью "Северный поток" соответствующий тариф в размере 262,93 руб./куб. м. (с учетом НДС) на период со 2 июня по 31 декабря 2014 г. включительно.
ООО "Северный поток" обратилось в суд с заявлением о признании данного нормативного правового акта недействующим и не подлежащим применению, указывая на то, что он противоречит пункту 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, в соответствии с которым решение органа регулирования тарифов об установлении тарифов не имеет обратной силы.
Заявитель полагает, что в случае выявления уменьшения (объема) обслуживаемых объектов (абонентов) орган регулирования тарифов должен был скорректировать тариф, а не отменять его в целом.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регламентированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе установление тарифов в указанной сфере и выбор методов тарифного регулирования.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом доходности инвестированного капитала, методом сравнения аналогов. Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой. Тариф в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном основами ценообразования и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не менее одного года, если иное не установлено законом (статья 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
На основании статьи 4 указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), Федеральной службе по тарифам предписано утвердить методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Тарифы на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг
Одним из методов, применяемых при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, расходов на амортизацию основных средств и иных расходов, перечисленных в пункте 38 Основ.
В соответствии с Правилами установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами и методическими указаниями не подтверждена.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд сделал вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству.
Как следует из материалов дела, 2 июня 2014 г. ГКЦ-РЭК PC (Я) принято постановление об установлении для заявителя одноставочного тарифа на услуги в сфере водоотведения в размере 262,93 руб./куб.м, (с учетом НДС) до 31 декабря 2014 г. включительно. В соответствии с требованием законодательства 7 мая 2014 г. открыто дело об установлении тарифов, проведен анализ предложений заявителя и проведена экспертиза, на основании которой подготовлено экспертное заключение. С использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) установлен тариф на водоотведение.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Положения "О Государственном комитете по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 г. N 468 (ред. от 13 февраля 2013 г.), ГКЦ-РЭС PC (Я) в порядке, установленном законодательством, осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования.
Реализуя предоставленные контрольные полномочия ГКЦ-РЭК PC (Я) в октябре 2014 года проведена проверка хозяйственной деятельности ООО "Северный поток" в качестве организации, осуществляющей деятельность в сфере регулируемого ценообразования. Установлено несоответствие представленных обществом данных для установления тарифов, а именно: представление недостоверной информации по категории потребителей, численности проживающих и степени благоустройства; неоказание услуги с момента установления тарифа на момент проверки; несоответствие фактических объемов оказываемых услуг по водоотведению в летнее время нормативам, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 г. N 446 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" в связи с неправильным представлением характеристик жилого фонда.
Вышеуказанные выявленные факты отражены в акте от 16 октября 2014 г.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123, данные правила определяют порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения, и решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и решений, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 названных правил.
В рамках реализации представленных полномочий ГКЦ-РЭК СТ (Я) принят оспариваемый акт.
Поскольку ООО "Северный поток" на момент обращения в орган регулирования, представив недостоверные сведения, не обосновало и документально не подтвердило объем расходов по виду оказываемых услуг, что является обязательным условием для установления одноставочного тарифа в сфере водоотведения, то утвержденный тариф нельзя признать установленным на основании закона, в связи с чем он обоснованно отменен с момента его принятия.
Довод жалобы о том, что в результате принятия оспариваемого постановления общество понесет убытки, не является обстоятельством, влияющим на решение вопроса о законности принятого нормативного правового акта.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление соответствует положениям законодательства о водоотведении, в связи с чем оснований для отмены решения суда не усматривается.
В заседание Судебной коллегии не представлено документальных данных, которые могли бы повлиять на выводы суда, изложенные в судебном постановлении, и послужить основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северный поток" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 74-АПГ15-17
Текст определения официально опубликован не был