Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 71-АПГ15-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ОАО "Калининградская генерирующая компания" на решение Калининградского областного суда от 14 апреля 2015 года об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Калининградская генерирующая компания" о признании недействующим приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17 декабря 2014 года N 150-06т/14 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Калининградская генерирующая компания" на коллекторах станций на 2015 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя ОАО "Калининградская генерирующая компания" Ведищевой А.А., представителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Курочкина В.Н., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому неподлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17 декабря 2014 года N 150-06т/14 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Калининградская генерирующая компания", на коллекторах станции на 2015 год" утверждены действующие с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Калининградская генерирующая компания", на коллекторах станции.
В приложении к названному приказу указаны размеры одноставочных тарифов для ТЭЦ-1 ОАО "Калининградская генерирующая компания" с календарной разбивкой и с разбивкой на горячую воду и пар: с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года - одноставочный тариф 1221,40 руб./Гкал (горячая вода), 1570,98 руб./Гкал (пар); с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - одноставочный тариф 1343,51 руб./Гкал (горячая вода), 1728,09 руб./Гкал (пар).
ОАО "Калининградская генерирующая компания" обратилось в Калининградский областной суд с заявлением о признании приказа недействующим, ссылаясь на его противоречие положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, приказу ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении Методических рекомендаций по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".
Заявление мотивировано тем, что установленные тарифы являются экономически необоснованными, заниженными, чем нарушаются права Общества и его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Калининградского областного суда от 14 апреля 2015 года ОАО "Калининградская генерирующая компания" отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе ОАО "Калининградская генерирующая компания" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Калининградской области и Службой по государственному регулированию цен и тарифов представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В силу статей 7 и 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в числе общих принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения федеральным законодателем указаны обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Государственное регулирование (цен) тарифов на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и методическими указаниями, утверждёнными федеральным органом власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 32, 33, 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования. Внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчётный период регулирования.
По смыслу пунктов 13, 15, 16, 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых тем же Постановлением Правительства Российской Федерации, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчётному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) предполагает подачу заявления регулируемой организацией об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов, в том числе правоустанавливающих документов, расчетов, экономического обоснования.
Судом установлено и не опровергается доказательствами, что ОАО "Калининградская генерирующая компания" 30 апреля 2014 года обратилось в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области с заявлением и приложенными материалами для открытия дела об установлении тарифов для Общества на производство тепловой энергии на 2015 год; при установлении тарифов на производство тепловой энергии на 2015 год регулирующим органом применён метод экономически обоснованных расходов; тарифы установлены на основании экспертизы; вопрос об установлении тарифов на производство тепловой энергии, производимой ТЭЦ-1 ОАО "Калининградская генерирующая компания", на 2015 год рассмотрен 17 декабря 2014 года на заседании Правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Установление для общества тарифа на теплоэнергию в паре и корректировка необходимой валовой выручки в следующих периодах регулирования являются экономически обоснованными и не противоречат тарифному законодательству.
По общему правилу регулирование производится регулируемыми организациями с обязательным соблюдением требований тарифного законодательства о раздельном учёте объёмов продукции, доходов и расходов по производству каждого вида продукции (с дифференциацией по виду теплоносителя (вода, пар).
Вопреки этому расчёт тарифов регулируемой организацией осуществлялся без учёта объёма тепловой энергии, отпускаемой в паре с ГРЭС-2 в интересах аффилированного с ним лица ОАО "Янтарьэнерго". Отпуск тепловой энергии в паре Обществом не регулировался. Факты совершения Обществом нарушений, повлёкших некорректное формирование тарифных решений, подтверждаются анализом первичных бухгалтерских документов.
Вследствие допущенных Обществом нарушений необходимая валовая выручка на тепловую энергию в горячей воде была необоснованно завышена на величину расходов, связанных с производством и отпуском тепловой энергии в паре.
Необходимость компенсации расходов, связанных с производством и отпуском тепловой энергии в паре, была переложена с потребителей тепловой энергии в паре на потребителей тепловой энергии в горячей воде.
При таких обстоятельствах перенос большей части подлежащей исключению из необходимой валовой выручки суммы на 2015 год, сделанный регулирующим органом с учётом тарифного решения от 18 декабря 2013 года N 115-05э/13, протокола Правления регулирующего органа от 18 декабря 2013 года, где зафиксировано: "при регулировании на 2014 год в составе тарифов учесть результаты проверки в размере 34963,67 тыс. руб., остальные средства - 52982 тыс. руб. подлежат учёту в 2015-2016 годах", является правомерным.
Эти действия направлены на смягчение нагрузки на Общество и сглаживание тарифных решений с целью недопущения резкого ухудшения финансового положения организации, что не может рассматриваться как нарушение прав заявителя.
Принимая во внимание, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учётом отраслевых тарифных соглашений, заключённых соответствующими организациями, и фактического объёма фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчётном периоде регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ), регулирующим органом разумно из необходимой валовой выручки исключена часть расходов на заработную плату, поскольку в состав заявленной численности сотрудников Обществом включены работники, обслуживающие РТС "Южная" (объект, находящийся на консервации и не участвующий в регулируемой деятельности); расчёты выплат доплат и надбавок к тарифным ставкам, вознаграждений за выслугу лет, премий, заявленные прочие выплаты исключены в связи с непредставлением обосновывающих документов.
При этом для расчёта средневзвешенной численности регулирующим органом использованы статистические данные по численности работников списочного состава и численности внешних совместителей; ставка рабочего 1 разряда учтена по предложению Общества в размере 5254 рублей; дефлятор, предлагаемый Обществом в размере 13%, скорректирован регулирующим органом исходя из прогнозных показателей инфляции, принятых Минэкономразвития России от 26 сентября 2014 года; при расчёте выплат, вознаграждений, премий регулирующий орган в отсутствие в материалах тарифного дела каких-либо обосновывающих документов по их формированию руководствовался Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы, утверждённым Общероссийским объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" 18 марта 2013 года. Расчётная среднемесячная оплата труда одного работника составила 25778 рублей и является максимальной средней заработной платой среди организаций Калининградской области, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17 декабря 2014 года N 150-06т/14 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Калининградская генерирующая компания", на коллекторах станции на 2015 год" соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются в полной мере с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", которыми установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционирование и развитием таких систем.
Исходя из изложенного учитывая, что доводов, влекущих безусловную отмену решения в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе не приводится.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Калининградского областного суда от 14 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Калининградская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 71-АПГ15-7
Текст определения официально опубликован не был