Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2015 г. N 70-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 августа 2015 года, которым удовлетворено заявление Власенко С.С. об отмене решения от 5 августа 2015 года N 10/24 окружной избирательной комиссии Салехардского одномандатного избирательного округа N 1 "Об отказе в регистрации Власенко С.С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва по Салехардскому одномандатному избирательному округу N 1, выдвинутым избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Ямало-Ненецком автономном округе".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционного представления представителей Власенко С.С. и Всероссийской политической партии "Родина" - Осипова О.Б. и Захарова О.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением от 5 августа 2015 года N 10/24 окружной избирательной комиссией Салехардского одномандатного избирательного округа N 1 Власенко С.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва по Салехардскому одномандатному избирательному округу N 1.
Не согласившись с указанным решением, Власенко С.С. обратился в суд с заявлением о его отмене, ссылаясь на то, что при принятии данного решения нарушены положения Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и его пассивное избирательное право.
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 августа 2015 года заявление Власенко С.С. удовлетворено.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Власенко С.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
Аналогичные положения содержатся в частях 2 и 3 статьи 29 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа" от 19 июня 2009 года N 51-ЗАО.
В силу пункта 4 части 1 статьи 34 названного регионального Закона кандидат для регистрации представляет в окружную комиссию информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата.
Подпункт "в" пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата называет отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
При этом в силу положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Как следует из материалов дела, 31 июля 2015 года окружной избирательной комиссией Салехардского одномандатного избирательного округа N 1 было принято решение N 09/22 об извещении кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва по Салехардскому одномандатному избирательному округу N 1 Власенко С.С. о выявлении недостатков в представленных документах. Заявителю вручено соответствующее извещение.
Судом установлено, что в тот же день указанные в уведомлении недостатки были заявителем устранены, заявление об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, представленных ранее, представлено в избирательную комиссию.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии у окружной избирательной комиссии оснований для принятия оспариваемого решения и отказа Власенко С.С. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва по Салехардскому одномандатному избирательному округу N 1 в связи с отсутствием среди документов, необходимых для регистрации кандидата, сведений об изменениях в сведениях о кандидате, представленных ранее, либо заявления об отсутствии изменений.
Довод апелляционного представления о том, что указанный в уведомлении окружной избирательной комиссии документ был представлен кандидатом за пределами установленного законом "пресекательного" срока представления избирательных документов, то есть после 29 июля 2015 года, основан на неверном толковании приведённых выше положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата о выявленных недостатках, предоставляя ему возможность их устранения и после определённого законом срока представления избирательных документов, ошибочно названного прокурором пресекательным, но не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Ссылка в представлении на ошибочность выводов суда об установлении избирательным законом округа ограничений прав кандидата, не предусмотренных федеральным законом, при установленных судом обстоятельствах дела правового значения не имеет и поводом к отмене судебного решения служить не может.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционное представление прокурора не содержит.
Не установив в судебном заседании каких-либо препятствий для регистрации кандидата, суд, отменив оспариваемое решение избирательной комиссии, обоснованно возложил на неё обязанность зарегистрировать Власенко С.С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва по Салехардскому одномандатному избирательному округу N 1.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2015 г. N 70-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был