Постановление Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 69-АД15-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Акрамова А.A. на постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 мая 2014 г. и постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2015 г., вынесенные в отношении Акрамова А.A. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 мая 2014 г., оставленным без изменения постановлением заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2015 г., гражданин Республики Таджикистан Акрамов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Акрамов А.А. выражает несогласие с вынесенными в отношении его судебными актами, просит об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, изложенные в жалобе, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 5 мая 2014 г. в 16:00 часов в г. Ханты-Мансийске при проверке миграционного законодательства выявлен гражданин Республики ... Акрамов А.А., который прибыл на территорию Российской Федерации 3 февраля 2014 г. и уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания, который истек 2 мая 2014 г., нарушив тем самым пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения гражданина Республики Таджикистан Акрамова А.А. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ) срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 названного Федерального закона.
В силу пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ) патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.
Как усматривается из материалов дела, гражданин Республики Таджикистан Акрамов А.А. въехал в Российскую Федерацию без получения визы 3 февраля 2014 г. с указанием окончания срока пребывания 3 мая 2014 г.
Не оспаривая данных обстоятельств, Акрамов А.А. в жалобе указал, что 4 декабря 2013 г. им получен патент и 4 марта 2014 г., 5 апреля 2014 г., 30 апреля 2014 г. произведена оплата налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, в связи с чем он полагал, что его нахождение в Российской Федерации 5 мая 2014 г. является законным.
К жалобе Акрамовым А.А. приложены копия патента серии ... N ... от 4 декабря 2013 г. и квитанции об оплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа от 4 марта 2014 г. на сумму 1216 рублей, от 5 апреля 2014 г. на сумму 1216 рублей и от 30 апреля 2014 г. на сумму 3648 рублей.
Размеры произведенной оплаты соответствуют требованиям статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент осуществления платежей) с учетом коэффициента-дефлятора, установленного Приказом Минэкономразвития России от 7 ноября 2013 г. N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год", что свидетельствует о законности нахождения 5 мая 2014 г. Акрамова А.А. на территории Российской Федерации.
Вместе с тем вопреки требованиям статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведенные обстоятельства предметом проверки в ходе рассмотрения дела не являлись.
При таких обстоятельствах выводы судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о виновности Акрамова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованными.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 мая 2014 г. и постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2015 г., вынесенные в отношении Акрамова А.А по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Акрамова А.А. удовлетворить.
Постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 мая 2014 г. и постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2015 г., вынесенные в отношении Акрамова А.А по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 69-АД15-3
Текст постановления официально опубликован не был