Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 65-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" о признании недействительным приказа Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28 октября 2014 г. N 20/6-П "Об установлении тарифов на тепловую энергию вырабатываемую и реализуемую ООО "Теплоснабжение" на территории муниципального образования "Облученское городское поселение",
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" на решение суда Еврейской автономной области от 9 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей комитета тарифов и цен правительства Еврейской Автономной области Шлыковой Г.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" (далее - общество, ООО "Теплоснабжение"), обратилось в суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным приказа Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28 октября 2014 г. N 20/6-П "Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ООО "Теплоснабжение" на территории муниципального образования "Облученское городское поселение".
Решением суда Еврейской автономной области от 9 апреля 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемый приказ Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области принят уполномоченным органом, в пределах его полномочий с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме и не нарушает законные права и интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить в части и принять новое решение. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции при принятии решения в обжалуемой части не учел нормы, установленные пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э, и дал неправильную оценку тому обстоятельству, что при формировании тарифов на 2015 год комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области не использовал фактические расходы предприятия за 2014 год, а также неправомерно отклонил расчет годового потребления электроэнергии, необходимой для производства тепловой энергии ООО "Теплоснабжение", проведенной ООО "Энергоуадиторская компания "Бизнес-Восток".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Еврейской автономной области и комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области представлены возражения.
В судебное заседание не явились извещённые в установленном порядке представители ООО "Теплоснабжение" и прокуратуры Еврейской автономной области. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта.
Материалами дела установлено, что ООО "Теплоснабжение" является вновь созданным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере теплоснабжения, дата регистрации в Едином государственном реестре прав недвижимое имущество - 10 июля 2013 г.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).
Из анализа положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э, объем потребления энергетического ресурса в расчетном периоде регулирования определяется с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования.
Дело об установлении тарифов на 2015 год открыто по инициативе комитета тарифов и цен.
В соответствии с пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Из толкования норм, регламентирующих порядок ценообразования в сфере теплоснабжения, следует, что при открытии дел по инициативе регулирующего органа обязанность последнего по запросу дополнительных материалов у организации отсутствует.
В данном случае в апреле 2014 года ООО "Теплоснабжение", как новая организация, обратилось в комитет тарифов и цен для установления цен (тарифов) и для выбора метода регулирования тарифов на 2014 год, указав метод регулирования тарифов - экономически обоснованных расходов и заявляемую величину тарифа - 3 783,77 руб./Гкал.
Приказом Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28 октября 2014 г. N 20/6-П установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую ООО "Теплоснабжение" на территории муниципального образования "Облученское городское поселение", с 5 ноября 2014 г. по 30 июня 2015 г. - 2 140,83 руб./Гкал, с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 2 314,39 руб./Гкал. Приказ вступил в силу 5 ноября 2014 г.
Признавая тариф обоснованным, суд правомерно исходил из того, что ООО "Теплоснабжение" являлось на период регулирования вновь созданной организацией, не отработавшей предыдущий период регулирования и не имеющей данных о фактическом потреблении электрической энергии. Поскольку объем потребления энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования отсутствовал, расчет объема электроэнергии на выработку тепла котельных произведен расчетным путем. Заявителем не оспаривался факт того, что предприятием данные о фактических расходах потребления электроэнергии в регулирующий орган не представлялись.
Кроме того, судом установлено и заявителем не оспаривается, что перечень энергопотребляющего оборудования, представленный заявителем в комитет при расчёте тарифа, и перечень использованный экспертом при производстве расчета годового потребления электроэнергии, необходимой для производства тепловой энергии ООО "Теплоснабжение", проведенной ООО "Энергоуадиторская компания "Бизнес-Восток", существенно отличаются.
Из материалов дела следует, что оборудование в котельных изменилось, стало применяться энергосберегающее оборудование. В расчет, произведенный ООО "Энергоаудиторская компания "Бизнес-Восток", было включено все оборудование, предоставленное администрацией муниципального образования "Облученский муниципальный район" ООО "Теплоснабжение" по договору аренды, а не то, что участвует в производственном процессе.
Регулирующим органом произведен расчет количества электроэнергии на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения.
Доводы жалобы о "произвольном" определении количества электрической энергии специалистами комитета не основаны на обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела.
Судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены подлежащие применению к спорному правоотношению нормы материального права, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе общества.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Еврейской автономной области от 9 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 65-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был