Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 46-АПГ15-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 26 марта 2015 года, которым удовлетворено заявление акционерного общества "Кузнецов" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Кузнецов" является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0317003:889, площадью 61 877 м2, расположенного относительно ориентира по адресу: город Самара, Красноглинский район, посёлок Управленческий, улица Сергея Лазо.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 3 марта 2014 года и составляет 147 384 826,30 рублей.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, АО "Кузнецов" 10 ноября 2014 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а затем в суд с заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 76 294 341 рубля, равном его рыночной стоимости по состоянию на 3 марта 2014 года.
Решением Самарского областного суда от 26 марта 2015 года заявленное АО "Кузнецов" требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления АО "Кузнецов".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и суде.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчёт об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчёта об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчёта на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признаётся экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Как видно из материалов дела, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0317003:889 по состоянию на 3 марта 2014 года определена оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита" А. в отчёте от 29 октября 2014 года N 234-14а, который согласно экспертному заключению общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 6 ноября 2014 года N 4024-3/2014 (эксперт К. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной АО "Кузнецов" рыночной стоимости земельного участка лежит на заинтересованных лицах.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере заинтересованными лицами не представлено, суд принял правильное решение об удовлетворении заявления АО "Кузнецов".
Одни лишь возражения относительно представленного АО "Кузнецов" отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка, без установления данных о том, какова же его действительная рыночная стоимость, не могут быть положены в основу решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть получены, в том числе, из заключений экспертов.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, определяет суд. Кроме того, суд выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие- либо из них не ссылались.
При этом в случаях, когда заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность представленных заявителем сведений об объекте, использованных при определении его стоимости, о величине рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В силу части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе вправе назначить экспертизу.
С учётом того, что результатом оценки является стоимость, определённая в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена, прежде всего, на установление рыночной стоимости объекта недвижимости, а также на то, допущены ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчёта, к описанию объекта оценки, к методам расчёта рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, и так далее.
В судебном заседании 26 марта 2015 года судом был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости назначения по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, однако заинтересованные лица против назначения такой экспертизы возражали.
Доводы апелляционной жалобы министерства имущественных отношений Самарской области сводятся к тому, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0317003:889 должна быть установлена по состоянию на 1 января 2013 года, так как именно по состоянию на эту дату постановлением правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Самарской области.
Между тем указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, в случае, когда образование нового земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость данного земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0317003:889 поставлен на кадастровый учёт 3 марта 2014 года решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Актом от 5 марта 2014 года кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере 147 384 826,30 рублей на основании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Самарской области, утверждённых постановлением правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610.
Таким образом, в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2013 года, указанный земельный участок включён быть не мог, поскольку сведения о нём внесены в государственный кадастр недвижимости только 3 марта 2014 года.
Принадлежащий АО "Кузнецов" земельный участок является вновь образованным, его образование произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В этой связи рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0317003:889 должна быть определена именно по состоянию на 3 марта 2014 года, что и было сделано в представленном АО "Кузнецов" отчёте об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Определение же такой стоимости по состоянию на 1 января 2013 года, на чём ошибочно настаивает министерство имущественных отношений Самарской области, не отражало бы действительную рыночную стоимость земельного участка заявителя.
Других доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба министерства имущественных отношений Самарской области не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 26 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 46-АПГ15-16
Текст определения официально опубликован не был