Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 33-АПГ15-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Авангард"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе дачного некоммерческого партнерства "Авангард"
на решение Ленинградского областного суда от 21 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя правительства Ленинградской области Рустамовой А.Г., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
дачное некоммерческое партнерство "Авангард" обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:01:1014001:2019 в размере, равном его рыночной стоимости и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости этих сведений в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Ленинградского областного суда от 21 апреля 2015 г. в удовлетворении заявления ДНП "Авангард" отказано.
В апелляционной жалобе ДНП "Авангард" просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В материалы дела относительно апелляционной жалобы представлен отзыв филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель правительства Ленинградской области поддержала решение Ленинградского областного суда, возражая против доводов апелляционной жалобы.
Представители заявителя и Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области, администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, правительства Ленинградской области, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ДНП "Авангард" является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:01:1014001:2019, площадью 246 662 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Селезневское сельское поселение, поселок Большое поле, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства.
На территории Ленинградской области проведена государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 1 января 2008 г.
Результаты оценки утверждены Постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области".
Спорный земельный участок не вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих этой государственной кадастровой оценке.
Как видно из кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером 47:01:1014001:2019 поставлен на государственный кадастровый учет 23 мая 2012 г. с видом разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства".
В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 декабря 2012 г. N 8800 вид разрешенного использования земельного участка был установлен "для ведения дачного хозяйства", в связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка определена актом от 5 марта 2013 г. и составила 182 924 539,20 руб.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка от 7 октября 2014 г. N 134/14, выполненный оценщиком ООО "ГСО", а также положительное экспертное заключение по результатам экспертизы отчёта от 10 декабря 2014 г. N 141014-1732-78, проведённой НП Саморегулируемой организацией "Национальная коллегия специалистов-оценщиков".
Согласно названному отчёту рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2008 г. в размере 21 269 664 руб.
НДП "Авангард" обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области, в рассмотрении которого было отказано, что послужило основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что представленные заявителем отчет о рыночной стоимости и положительное экспертное заключение не являются надлежащими доказательствами по делу.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правомерным.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определённой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами кадастровой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно пункту 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Как видно из материалов дела, в данном случае этой датой является 5 марта 2013 г.
Исходя из положений статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из необходимых доказательств является отчёт независимого оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а также, в установленных законом случаях, положительное заключение эксперта саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке.
Вместе с тем, из представленного заявителем отчета об оценке следует, что оценка объекта недвижимости проводилась по состоянию на 1 января 2008 г. (на дату формирования перечня земельных участков Ленинградской области, в отношении которых Постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. N 383 утверждены результаты государственной кадастровой оценки), то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Следовательно, названный отчет не может служить допустимым доказательством, подтверждающим итоговую величину рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления.
Поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены подлежащие применению к спорному правоотношению нормы материального права, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 21 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Авангард" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 33-АПГ15-17
Текст определения официально опубликован не был