Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 33-АПГ15-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению открытого акционерного общества "Ленэнерго"
о признании противоречащим закону и не действующим со дня принятия приложения к приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 N 517-п "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2015 год" в части установленной приложением необходимой валовой выручки, без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, для "Ленэнерго" в размере 9012108,95 тыс. руб.,
по апелляционной жалобе Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области
на решение Ленинградского областного суда от 22.04.2015, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области Тулуповой А.И., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ОАО "Ленэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании не действующим и не подлежащим применению со дня принятия приложения к приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет по тарифам) от 30.12.2014 N 517-п "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2015 год" в части установленной необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации для "Ленэнерго" в размере 9 012 108,95 тыс. руб.
В обоснование заявленного требования общество сослалось на то, что оспариваемый акт противоречит пункту 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, и Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 06.08.2004 N 20-э/2.
Решением Ленинградского областного суда от 22.04.2015 заявление удовлетворено.
Суд пришел к выводу, что необходимая валовая выручка ОАО "Ленэнерго" на 2015 год, размер которой указан в приложении к приказу Комитета по тарифам от 30.12.2014 N 517-п, установлена Комитетом по тарифам с нарушением требований пунктов 33, 37, 67 Основ ценообразования и пункта 39 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э, поскольку оспариваемым актом установлено перераспределение необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" более чем на 12% при отсутствии согласования ФСТ России.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по тарифам обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта.
Правоотношения в сфере установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии регламентированы Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования).
В соответствии с положениями статей 23.1, 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, которые устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов.
Пунктом 63 Основ ценообразования предусматривается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФСТ России, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.
Комитет по тарифам является органом субъекта Российской Федерации по установлению тарифов на передачу электроэнергии в Ленинградской области, и в рамках реализации предоставленных полномочий им принят оспариваемый акт.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ленэнерго" 29.04.2014 представило в Комитет по тарифам предложения по установлению тарифов на услуги по передаче электроэнергии по Ленинградской области на 2015-2019 годы с обосновывающими материалами, в том числе расчетом необходимой валовой выручки.
Дело по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Ленэнерго" на 2015-2019 годы открыто 13.05.2015. В соответствии с требованием закона проведена экспертиза и подготовлено экспертное заключение по экономически обоснованному уровню операционных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку общества. Пунктом 5.7 заключения в целях сдерживания роста тарифов для конечных потребителей определено отрицательное сглаживание на 2015 год в размере 1 797 901 тыс. руб., что отличается от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета перераспределения по расчетам ОАО "Ленэнерго", на 16,5%.
Председателем Комитета по тарифам 29.12.2014 направлено обращение в ФСТ России о согласовании превышения размера необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго", рассчитанной на 2015 год с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, над необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения, более чем на 12%.
Приказом ФСТ России от 12.02.2015 N 242-э в согласовании отказано.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Приказом Комитета по тарифам от 13.07.2012 N 88-п установлены долгосрочные параметры регулирования для ОАО "Ленэнерго", в отношении которого применяется метод доходности инвестированного капитала при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области.
Исходя из положений пункта 37 Основ ценообразования в каждом году долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка, рассчитанная с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения на весь долгосрочный период регулирования, более чем на 12 процентов по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 39 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (ред. от 18.03.2015), предусмотрено, что органы регулирования вправе перераспределять необходимую валовую выручку организации между годами в пределах одного долгосрочного периода. В каждом году долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка, рассчитанная в соответствии с пунктами 8 и 42 данных Методических указаний с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения на весь долгосрочный период регулирования, более чем на 12 процентов по согласованию с ФСТ России.
Перераспределение необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" более чем на 12% с ФСТ России не согласовано, что является нарушением законодательства в области регулирования цен в электроэнергетике.
Довод заявителя жалобы о том, что при установлении тарифов с учетом 12% размера сглаживания нарушается норма, установленная пунктом 81(5) Основ ценообразования, по предельной величине перекрестного субсидирования по Ленинградской области, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и не подтвержден. Достоверных расчетов, обосновывающих перераспределение необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" более чем на 12% в целях недопустимости превышения предельной величины перекрестного субсидирования, не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что приказом Комитета по тарифам от 30.04.2015 N 68-п внесены изменения в приказ от 30.12.2014 N 517-п, которым произведен перерасчет необходимой валовой выручки и тарифов, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, несостоятелен, поскольку изменение нормативного правового акта после рассмотрения заявления судом первой инстанции не является основанием для прекращения производства по делу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 22.04.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 33-АПГ15-15
Текст определения официально опубликован не был