Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2015 г. N 32-КГ15-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2015 г. гражданское дело
по иску Лукашева А.Н.
к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области", Вольскому межмуниципальному отделу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области"
о признании права на назначение пенсии по выслуге лет, признании незаконным бездействия по согласованию расчета выслуги лет, направлении материалов для назначения пенсии, возложении обязанности по согласованию расчета выслуги лет и направлению материалов для назначения пенсии, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Шпорт О.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 19 августа 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 ноября 2014 г., которым в части отменено решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 19 августа 2014 г. об отказе в удовлетворении исковых требований и принято новое решение о частичном удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Марьяна Г.В., Максимову И.Е. и Шпорт О.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, просивших направить дело на новое апелляционное рассмотрение, возражения на кассационную жалобу Лукашева А.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Лукашев А.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД России по Саратовской области), федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" (далее - ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области"), Вольскому межмуниципальному отделу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" (далее - Вольский МО ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области") о признании права на назначение пенсии по выслуге лет, признании незаконным бездействия по согласованию расчета выслуги лет, направлении материалов для назначения пенсии, возложении обязанности по согласованию расчета выслуги лет и направлению материалов для назначения пенсии, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Лукашев А.Н. ссылался на то, что в период с 17 декабря 1995 г. по 24 апреля 1998 г. он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, при этом в период с 30 ноября 1996 г. по 24 апреля 1998 г. - на территории Республики Абхазии. По мнению истца, период прохождения им службы на территории Республики Абхазия должен исчисляться на льготных условиях из расчета один календарный месяц службы за три месяца, поскольку служба проходила в зоне грузино-абхазского конфликта. Общая выслуга военной службы и службы в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом указанного периода в льготном исчислении у него составляет более 20,5 лет.
1 марта 2013 г. Лукашев А.Н. обратился в Вольский МО ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области" с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет. Однако пенсия истцу назначена не была, расчет выслуги лет не представлен, материалы о назначении пенсии не были направлены в отдел пенсионного обеспечения ГУ МВД России по Саратовской области, в связи с чем были нарушены его права на пенсионное обеспечение.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 19 августа 2014 г. в удовлетворении исковых требований Лукашеву А.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 ноября 2014 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа Лукашеву А.Н. в удовлетворении исковых требований о признании права на назначение пенсии за выслугу лет с 1 марта 2013 г., признании незаконным бездействия кадрового подразделения ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области" по представлению в пенсионный орган документов для назначения пенсии, возложении обязанности на ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области" представить в ГУ МВД России по Саратовской области документы для назначения пенсии Лукашеву А.Н.
В этой части принято новое решение, которым за Лукашевым А.Н. признано право на назначение пенсии за выслугу лет с 1 марта 2013 г., бездействие кадрового подразделения ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области" по представлению в пенсионный орган документов для назначения пенсии Лукашеву А.Н. признано незаконным, на ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области" возложена обязанность представить в ГУ МВД России по Саратовской области документы для назначения пенсии Лукашеву А.Н.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Саратовской области Шпорт О.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, а именно решения суда первой инстанции в части выводов о расчете выслуги лет в льготном исчислении и апелляционного определения в части удовлетворения исковых требований Лукашева А.Н., и принятия по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ГУ МВД России по Саратовской области Шпорт О.В. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 16 апреля 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 25 июня 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что в период с 17 декабря 1995 г. по 24 апреля 1998 г. истец проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. С 17 декабря 1995 г. Лукашев А.Н. являлся курсантом войсковой части ..., с 15 мая по 30 ноября 1996 г. проходил срочную службу в войсковой части ..., с 30 ноября 1996 г. по 24 апреля 1997 г. проходил срочную службу в войсковой части ..., дислоцированной на территории грузино-абхазского конфликта.
На прохождение военной службы в войсковой части ... с Лукашевым А.Н. были заключены контракты от 25 апреля 1997 г. по от 19 декабря 1997 г. В период с 30 ноября 1996 г. по 24 апреля 1998 г. войсковая часть ... дислоцировалась в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта.
Впоследствии с 15 августа 1998 г. по 1 марта 2013 г. Лукашев А.Н. проходил службу в органах внутренних дел, а также в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации непрерывно в течение 14 лет 6 месяцев 16 дней.
Приказом межмуниципального отдела вневедомственной охраны по Вольскому району - филиала ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области" от 1 марта 2013 г. Лукашев А.Н. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
1 марта 2013 г. Лукашев А.Н. подал заявление о назначении пенсии в кадровое подразделение УВО ГУ МВД России по Саратовской области и необходимые документы для назначения пенсии. Кадровым подразделением материал о назначении пенсии в пенсионный орган представлен не был.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Лукашева А.Н., суд первой инстанции исходил из того, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии с подп. "а" и "б" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеют лица рядового и начальствующего составов, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Учитывая, что выслуга Лукашева А.Н. составляет 18 лет 10 месяцев 23 дня, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на назначение пенсии за выслугу лет.
При этом суд первой инстанции при подсчете выслуги лет Лукашева А.Н. также пришел к выводу о том, что период службы истца по контракту с 25 апреля 1997 г. по 24 апреля 1998 г. в зоне грузино-абхазского конфликта подлежит учету в льготном исчислении как один месяц службы за три, поскольку, по мнению суда первой инстанции, территория Республики Абхазии была определена как зона вооруженного грузино-абхазского конфликта 3 сентября 1992 г. итоговым документом встречи глав государств России и Грузии в г. Москве после установления дипломатических отношений между этими государствами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о необходимости льготного исчисления периода службы истца по контракту с 25 апреля 1997 г. по 24 апреля 1998 г. в зоне грузино-абхазского конфликта.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в иске о признании за Лукашевым А.Н. права на назначение пенсии за выслугу лет с 1 марта 2013 г., признании незаконным бездействия кадрового подразделения ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области" по представлению в пенсионный орган документов для назначения пенсии, возложении обязанности на ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Саратовской области" представить в ГУ МВД России по Саратовской области документы для назначения пенсии, суд апелляционной инстанции указал на то, что при подсчете выслуги лет истца с учетом включения в льготном исчислении периода службы с 25 апреля 1997 г. по 24 апреля 1998 г., а также льготного исчисления выслуги лет Лукашева А.Н. при прохождении им службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы он имеет право на назначение пенсии по выслуге лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в части включения периода прохождения Лукашевым А.Н. службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в льготном исчислении основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I) военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Подпунктом "б" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, в том числе при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (ред. от 25 февраля 2009 г.) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
На основании п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, другие министерства и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба, определяют перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на территориях, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на данных территориях.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определёнными средствами доказывания. При этом дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, предоставляются только за время фактического выполнения задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Суды первой и апелляционной инстанций без учета приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, неправомерно пришли к выводу о наличии оснований для льготного исчисления выслуги лет Лукашеву А.Н. за период прохождения им службы в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта, ошибочно указав при этом, что сам по себе факт нахождения войсковой части в зоне вооруженного конфликта дает право военнослужащему, проходившему службу на данной территории, на расчет выслуги лет в льготном исчислении.
Судебными инстанциями не было принято во внимание, что само по себе нахождение военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия этих лиц в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел, проходивших службу на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 и ст. 60 ГПК РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных исковых требований в части включения периода прохождения Лукашевым А.Н. службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в льготном исчислении без предоставления допустимых доказательств, свидетельствующих о фактическом участии истца в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты в данной части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ МВД России по Саратовской области, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
При этом Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку судом не исследованы существенные для дела обстоятельства и им не дана правовая оценка. При новом рассмотрении дела суду надлежит разрешить спор в соответствии с нормами закона, толкование которых дается в настоящем определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, и установленными обстоятельствами дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 ноября 2014 г. отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2015 г. N 32-КГ15-6
Текст определения официально опубликован не был