Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 августа 2015 г. N 03-05-06-02/47904
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу предоставления частным музеям налоговых преференций по уплате налога на имущество организаций и земельному налогу сообщает следующее.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог на основании статьи 15 Кодекса является местным налогом.
Налог на имущество организаций и земельный налог являются одними из основных источников формирования доходной базы соответственно региональных и местных бюджетов. Средства от уплаты этих налогов направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед регионами и муниципальными образованиями.
Согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
С 1 января 2015 года основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
Кроме того, с 1 января 2015 года движимое имущество, включенное в иные амортизационные группы в соответствии с Классификацией, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве объектов основных средств не облагается налогом на имущество организаций на основании пункта 25 статьи 381 Кодекса, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.
При этом отмечаем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса не признаются объектами налогообложения объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487, установлено, что к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее - особо ценные объекты) относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
На основании пункта 2 статьи 372 Кодекса при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии со статьей 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Одновременно отмечаем, что Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговых льгот по уплате налога на имущество организаций для музеев, расположенных на территории г. Москвы, не предусмотрено.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 3.1 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" установлено, что от уплаты земельного налога освобождаются негосударственные некоммерческие организации - в отношении земельных участков, предоставленных и используемых, в частности, для размещения объектов культуры.
Учитывая изложенное, решение вопросов, связанных с предоставлением налоговых льгот по уплате налога на имущество организаций и земельному налогу для частных музеев, находится в компетенции соответственно законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований, на территории которых располагаются частные музеи.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о предоставлении частным музеям преференций по налогу на имущество организаций и земельному налогу.
В соответствии с НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог является местным.
В силу НК РФ не признаются объектами обложения по налогу на имущество организаций объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России федерального значения.
Не признаются объектом обложения земельным налогом участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Отмечается, что Законом г. Москвы о налоге на имущество организаций льгот для музеев не предусмотрено.
Законом г. Москвы о земельном налоге установлено, что от его уплаты освобождаются негосударственные некоммерческие организации в отношении участков, предоставленных и используемых, в частности, для размещения объектов культуры.
Решение вопросов, связанных с предоставлением льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для частных музеев, находится в компетенции соответственно региональных и местных властей.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 августа 2015 г. N 03-05-06-02/47904
Текст письма официально опубликован не был