Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.А. Лапиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.А. Лапина просит признать не соответствующими статьям 2, 7, 15, 18, 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации положение статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которым ветеранами труда являются в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1); а также положения статьи 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 года N 141-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области", согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт "б" пункта 1); условием для присвоения звания "Ветеран труда" лицам, перечисленным в подпункте "б" данного пункта, является награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР (абзацы шестой и седьмой пункта 1).
По мнению заявительницы, в силу неопределенности понятия "ведомственные знаки отличия в труде", содержащегося в оспариваемых нормах, нарушены ее конституционные права, поскольку определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 3 декабря 2014 года и подтвердившими его правильность определением судьи Липецкого областного суда от 13 февраля 2015 года, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2015 года юбилейная медаль "100 лет профсоюзам России", Почетная грамота Центрального комитета Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, нагрудный знак "За активную работу в профсоюзах", которыми заявительница была награждена в 2004, 2007 и 2009 годах, не были признаны ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Т.А. Лапиной материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 763-О-О, от 21 апреля 2011 года N 544-О-О и от 23 декабря 2014 года N 2887-О) и не может расцениваться как нарушающее какие-либо конституционные права заявительницы.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Липецкой области установил звание "Ветеран труда", определил основания для его присвоения (в частности награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР) и меры социальной поддержки граждан, которым присвоено это звание.
Такое правовое регулирование распространено в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Липецкой области, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Разрешение же вопроса о возможности отнесения юбилейной медали "100 лет профсоюзам России", Почетной грамоты Центрального комитета Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, нагрудного знака "За активную работу в профсоюзах" к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", в том числе с учетом положений писем Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 4545-СК и Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 года N 5635-КС, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лапиной Татьяны Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 1652-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лапиной Татьяны Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 11 Закона Липецкой области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области"
Текст Определения официально опубликован не был