Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Г. Ильина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Г. Ильин оспаривает конституционность абзаца второго пункта 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", согласно которому к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел (при соблюдении условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" данного пункта).
Как следует из представленных материалов, в период с 1987 года по 1989 год В.Г. Ильин, будучи работником научно-исследовательского технологического института, вместе с военнослужащими принимал участие в ликвидации радиационных аварий на береговых технических базах Тихоокеанского и Северного флотов. Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 10 марта 2015 года, вступившим в законную силу 14 апреля 2015 года, со ссылкой, в частности, на оспариваемое положение ему было отказано в удовлетворении требований о признании участником ликвидации последствий аварии в зоне отчуждения, обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы.
По мнению заявителя, абзац второй пункта 1 Постановления Верховного Совета РСФСР "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" противоречит статьям 2, 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет относить к числу граждан из подразделений особого риска работников научно-исследовательских организаций, участвовавших в ликвидации радиационных аварий на военных объектах, а потому препятствует предоставлению им мер социальной поддержки на равных условиях с военнослужащими, принимавшими участие в тех же работах.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое положение устанавливает в качестве одного из условий признания граждан участниками подразделений особого риска, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", наличие у них статуса военнослужащих или вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, который к указанным категориям граждан не относится.
Разрешение же вопроса о предоставлении иным гражданам, имеющим заслуги в области использования атомной энергии (в том числе при ликвидации последствий радиационных аварий на военных объектах), мер социальной поддержки, предусмотренных для граждан из подразделений особого риска, является прерогативой законодателя и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильина Владимира Георгиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 1650-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильина Владимира Георгиевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"
Текст Определения официально опубликован не был