Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(справочное)
Расчет нормируемых параметров освещения
Расчет нормируемых параметров проводят при проектировании освещения дорог.
Б.1 Расчетное поле яркости дорожного покрытия
Б.1.1 Расчетные значения нормируемых параметров яркости ,
,
и Tl определяют по значениям яркости в точках расчетного поля от ограниченного количества ОП. Расчет выполняют относительно наблюдателя, последовательно располагаемого на каждой полосе движения.
Б.1.2 Геометрию расчетного поля яркости определяют в зависимости от направления движения (одностороннее, двустороннее), наличия разделительной полосы и схемы расположения ОП на дороге. Примеры геометрии расчетного поля показаны на рисунке Б.1.
Длину расчетного поля (вдоль дороги) S ограничивают двумя соседними ОП одного ряда. При неравномерном расположении ОП в ряду длину расчетного поля определяют по наибольшему расстоянию между соседними ОП одного ряда.
Ширину расчетного поля (поперек дороги) ограничивают шириной всей проезжей части для дорог без центральной разделительной полосы и шириной проезжей части с движением в одном направлении для дорог с центральной разделительной полосой, как показано на рисунке Б.1.
Б.1.3 Расчетные точки на расчетном поле располагают равномерно. На рисунке Б.2 показан пример расположения точек для двухполосной дороги с односторонним движением и шахматным расположением ОП.
Шаг расчетных точек в продольном направлении определяют по формуле:
где N - количество расчетных точек расчетного поля в продольном направлении.
, (Б.1)
Если м, то N = 10, если S > 30 м, то N - наименьшее целое число, при котором
м.
Крайние поперечные ряды расчетных точек отстоят от поперечных границ расчетного поля на расстоянии D/2;
Шаг расчетных точек в поперечном направлении определяют по формуле:
где - ширина полосы движения.
, (Б.2)
Крайние продольные ряды расчетных точек отстоят от продольных границ расчетного поля на расстоянии d/2.
Б.1.4 При расчете яркости высоту расположения глаза наблюдателя принимают равной 1,5 м над уровнем дорожного покрытия.
В продольном направлении наблюдатель должен быть расположен перед ближней по ходу движения транспорта границей расчетного поля на расстоянии 60 м (рисунок Б.2).
В поперечном направлении наблюдатель должен быть расположен поочередно на оси каждой полосы движения.
Примеры расположения наблюдателя относительно расчетного поля приведены на рисунке Б.1.
Б.1.5 В расчете яркости в заданной точке учитывают количество ОП m, попавших в поле, границы которого отстоят от указанной расчетной точки на расстояниях, кратных высоте Н расположения ОП над дорогой в соответствии с рисунком Б.3.
Б.2 Расчет яркости дорожного покрытия
Б.2.1 Яркость L, , в заданной расчетной точке дорожного покрытия в направлении наблюдателя от единичного ОП определяют по формуле
где l - сила света ОП в направлении расчетной точки, кд/клм;
, (Б.3)
r - редуцированный показатель яркости дорожного покрытия для расчетной точки в направлении наблюдателя, ;
Ф - начальный световой поток ОП, клм;
MF - коэффициент эксплуатации;
Н - высота светового центра ОП над поверхностью дороги, м.
Значение коэффициента эксплуатации MF принимают, при двух чистках ОП в год, равным:
0,70 - для ОП с металлогалогенными лампами;
0,75 - для ОП с натриевыми лампами высокого давления;
0,80 - для ОП со светодиодами.
Показатель r зависит от угла падения света в заданную расчетную точку Р и угла отклонения плоскости падения света от плоскости наблюдения
, показанных на рисунке Б.4. Значения r определяют по ГОСТ 26824.
Б.2.2 Суммарную яркость дорожного покрытия ,
, в расчетной точке Р в направлении наблюдателя от всех m ОП, включаемых в расчет, определяют по формуле
где - яркость в точке Р от k-го ОП, определяемая по формуле (Б.3).
, (Б.4)
Б.2.3 Среднее значение яркости ,
, в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают как среднее арифметическое значений яркости во всех
точках расчетного поля по формуле
где - яркость в i-й расчетной точке, определяемая по формуле (Б.4).
, (Б.5)
Для проезжей части участков дорог с нестандартной геометрией среднюю яркость рассчитывают по формуле
где - средний коэффициент отражения дорожного покрытия;
, (Б.6)
- средняя освещенность на дорожном покрытии.
При отсутствии экспериментальных данных значение принимают равным 0,20.
Б.3 Расчет порогового приращения яркости
Б.3.1 Пороговое приращение яркости Tl, %, в направлении наблюдателя, располагаемого на оси заданной полосы движения, рассчитывают по формуле
где - эквивалентная вуалирующая яркость, в
, определяемая по формуле
, (Б.9)
, (Б.10)
где - освещенность на зрачке глаза наблюдателя от k-го ОП, в лк;
- угол между линией зрения наблюдателя и направлением на k-ый ОП, в градусах.
Значения и
рассчитывают с MF, равным 1.
Б.3.2 Глаз наблюдателя при расчете TI принимают расположенным на высоте h = 1,5 м над уровнем дороги, при этом линия зрения направлена под углом 1° ниже горизонта и лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось данной полосы движения.
Б.4 Расчетное поле освещенности
Б.4.1 Расчетные значения нормируемых параметров освещенности ,
и SR определяют по значениям освещенности в точках расчетного поля от ограниченного числа ОП.
Б.4.2 Для участков дороги постоянной ширины расчетные точки располагают на расчетном поле равномерно, как показано на рисунке Б.5 на примере двухполосной дороги с односторонним расположением ОП.
Шаг расчетных точек в продольном направлении определяют по формуле:
где N - количество расчетных точек расчетного поля в продольном направлении.
. (Б.11)
Если м, то N = 10, если S > 30 м, то N - наименьшее целое число, при котором
м.
Крайние поперечные ряды расчетных точек должны отстоять от поперечных границ расчетного поля на расстоянии D/2;
Шаг расчетных точек в поперечном направлении определяют по формуле:
где - ширина расчетного поля.
, (Б.12)
n - количество расчетных точек расчетного поля в поп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.