Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 июля 2015 г. N 2011 "Об утверждении Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года"

 

Во исполнение пункта 2.6.1 Плана деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2013-2018 гг., утвержденного Министром промышленности и торговли Российской Федерации 03 марта 2014 г., приказываю:

1. Утвердить Стратегию развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Евтухова В.Л.

 

Министр

Д.В. Мантуров

 

Стратегия
развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 20 июля 2015 г. N 2011)

 

I. Общие положения

 

Стратегия развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, направленных на сохранение и развитие народных художественных промыслов. Стратегия рассматривает народные художественные промыслы как одну из важнейших традиционных форм культуры народов Российской Федерации, способствующую сохранению их национальной идентичности, и является развитием основополагающих направлений государственной поддержки отрасли народных художественных промыслов, изложенных в Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении основ государственной культурной политики" сохранение и возрождение народных художественных промыслов, продвижение изделий народных художественных промыслов на внутренние и внешние рынки является одной из государственных задач Российской Федерации.

Стратегия:

- определяет цели, задачи, основные направления развития сферы народных художественных промыслов и механизмы их реализации;

- призвана обеспечить согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в реализации мер по поддержке и развитию народных художественных промыслов.

Стратегия является концептуальной основой:

- для совершенствования мер государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере народных художественных промыслов;

- для организации информационной и экспертно-аналитической поддержки народных художественных промыслов, стимулирующей спрос на продукцию народных художественных промыслов, ее продвижение и популяризацию;

- для разработки последующих государственных программ, а также региональных стратегий и программ поддержки отрасли народных художественных промыслов в субъектах Российской Федерации.

При разработке Стратегии учтены предложения федеральных и региональных органов исполнительной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих изделия народных художественных промыслов, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профильных общественных организаций, а также художников, искусствоведов и представителей других специальностей.

Стратегия призвана стать основным инструментом формирования государственной политики по сохранению и развитию народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года.

II. Цель и задачи Стратегии

 

Цель и задачи Стратегии определяются с учетом специфики отрасли и уникальности каждого отдельного предприятия как с точки зрения производственного цикла, так и с точки зрения художественно-стилевых особенностей промысла.

Целью Стратегии является сохранение и развитие народных художественных промыслов как универсальной ценности, являющейся важной частью культурного наследия народов Российской Федерации и ресурсом для развития культуры и образования в стране.

Задачи Стратегии:

- разработка мер по реализации государственной политики, направленной на сохранение и развитие народных художественных промыслов, определение приоритетных направлений государственной поддержки народных художественных промыслов с учетом их специфики и современного состояния;

- разработка мер в части организации информационного и экспертно-аналитического обеспечения народных художественных промыслов, их популяризации и продвижения на внутренний и внешний рынки;

- определение путей решения проблем и приоритетных направлений развития народных художественных промыслов на современном этапе и формирование соответствующих проектных решений.

III. Основные положения Стратегии и обоснование необходимости ее разработки

 

Стратегия основывается на признании народных художественных промыслов в качестве важнейшего инструмента развития современной отечественной культуры, основой этнокультурной самоидентификации и активизации творческого потенциала народов Российской Федерации.

Основными характеристиками традиционного народного художественного промысла являются:

- географическое расположение, природная и культурная среда его бытования;

- наличие потомственных мастеров - носителей традиции, работающих индивидуально или объединенных в производственные коллективы;

- традиционные материалы и технологии;

- стилистическая общность производимых изделий;

- ручной художественный труд в процессе изготовления изделий народных художественных промыслов с допустимой механизацией вспомогательных процессов;

- творческий труд, художественное совершенство изделий и соответствие их образу искусства конкретного промысла - главные составляющие, определяющие ценность изделия.

Основные положения Стратегии исходят из следующих принципов:

- уникальность каждого вида народных художественных промыслов, вносящего свой вклад в культуру народов Российской Федерации;

- дифференцированный подход ко всему многообразию народных художественных промыслов в общем русле сохранения и развития народного искусства;

- обеспечение непрерывности функционирования системы народных художественных промыслов, неразрывной связи с историко-культурной средой мест их традиционного бытования и потребителями;

- внедрение современных коммуникативных технологий, технологий менеджмента и маркетинга для эффективного решения проблем производства и продвижения изделий народных художественных промыслов, а также специального обучения работников отрасли.

Стратегия призвана способствовать решению комплекса проблем, затрудняющих стабильное функционирование и развитие сферы народных художественных промыслов, стать базовым документом для разработки программ, планов, проектов и мероприятий федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

IV. Государственная поддержка народных художественных промыслов

 

К приоритетным направлениям государственной поддержки в сфере народных художественных промыслов следует отнести:

- совершенствование механизмов правового регулирования отношений в сфере сохранения, возрождения, развития, продвижения и популяризации народных художественных промыслов;

- учет всех народных художественных промыслов в разнообразных проявлениях и видах, отражающих неповторимую самобытность культуры народов Российской Федерации, установление порядка учета всех мест бытования и участников процесса производства изделий народных художественных промыслов (организаций, индивидуальных предпринимателей, отдельных мастеров, семей и др.);

- государственный контроль за качеством продукции народных художественных промыслов, основными критериями которого являются художественная ценность, мастерство исполнения, экологичность;

- государственный учет и контроль за сохранностью высокохудожественных изделий народных художественных промыслов музейного уровня;

- соблюдение прав граждан в части доступа к высокохудожественным изделиям народных художественных промыслов, представляющим культурную и музейную ценность, к образовательным программам по народным художественным промыслам;

- популяризация и продвижение изделий народных художественных промыслов;

- совершенствование механизмов борьбы с контрафактной продукцией;

- повышение привлекательности отрасли для молодых специалистов;

- стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации в расширении репертуара научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их приобщение к народным художественным промыслам.

Направления государственной политики по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов определяет Федеральный закон от 06 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах". В соответствии с Законом Российской Федерации от 09 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" народные художественные промыслы включены в область применения Основ законодательства о культуре. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере народных художественных промыслов осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Вопросы их сохранения и популяризации места традиционного бытования народных художественных промыслов отражены в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

На федеральном уровне организациям народных художественных промыслов оказывается финансовая поддержка в форме субсидирования части расходов на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. N 64 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов", а также приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 140 "Об организации работы по предоставлению субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов".

От налога на добавленную стоимость освобождена реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению изделий народных художественных промыслов, имеют право применять патентную систему налогообложения.

Министерством экономического развития Российской Федерации реализуется программа по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, в том числе в области народно-художественных промыслов и ремесленной деятельности.

В рамках данной программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона.

Для организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года были установлены пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

Государственная поддержка народных художественных промыслов на региональном уровне

 

Законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории организаций (в том числе народных художественных промыслов), которым могут предоставляться льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу.

Организации народных художественных промыслов освобождены от уплаты земельного налога, который зачисляется в местный (муниципальный) бюджет в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий.

В ряде регионов Российской Федерации существуют программы и подпрограммы развития НХП, среди них подпрограмма "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2014-2016 годах" государственной программы "Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы", республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы", государственная программа Республики Дагестан "Развитие народных художественных промыслов на 2014-2016 годы" и др.

В некоторых регионах поддержка предприятий НХП осуществляется в рамках более широких по направленности программ, таких как государственная программа "Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020 гг.", государственная программа Кировской области "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на 2013-2020 годы".

В рамках реализации профильной ведомственной целевой программы Алтайского края мастерам НХП присваивается почетное звание Алтайского края "Народный мастер", награждение которым включает и денежную премию. Почетное звание "Народный мастер" существует и в ряде других регионов.

В Кировской области финансовая поддержка предприятий НХП оказывается на основании постановления Правительства Кировской области от 24 сентября 2014 г. N 1/15 "Об утверждении порядков предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим изделия народных художественных промыслов".

В некоторых регионах проводится приобретение (закупка) изделий народных художественных промыслов в фонды государственных музеев, а также в подарочные фонды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ключевую роль в поддержке и развитии отрасли народных художественных промыслов в перспективе должны играть именно регионы. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно работая с предприятиями на местах, досконально знают все проблемы курируемых организаций и тем самым обладают возможностью оперативно реагировать на тревожные предпосылки.

Так, например, в ряде регионов, таких как Рязанская область, Республика Карелия, Республика Дагестан и другие субъекты Российской Федерации, созданы специализированные Центры народных художественных промыслов. Считаем, что это правильный вектор развития региональной поддержки отрасли.

На площадках подобных структур могут получить развитие следующие виды деятельности: проведение ежегодных областных конкурсов мастеров народных художественных промыслов, издание презентационных каталогов изделий народных художественных промыслов, организация региональных и межрегиональных профильных форумов, организация работ по возрождению утраченных промыслов, содействие в формировании экспозиций или в организации торговых точек в областных музеях и иных культурно-досуговых учреждениях, включение народных художественных промыслов в образовательные стандарты регионов и другие (в случае наличия положительного эффекта от деятельности Центров народных художественных промыслов на региональном уровне представляется целесообразным рассмотреть возможность создания Центра федерального значения).

Именно региональный вектор государственной поддержки народных художественных промыслов и активная работа местных властей в перспективе позволят обеспечить стабильное функционирование и поступательное развитие отрасли на бездотационной основе.

Международный опыт государственной поддержки народных художественных промыслов

 

Российская Федерация - одна из стран, обладающая не только сохраненной, но и живой практикой в сфере народных художественных традиций. Во Франции и Германии, где такие традиции также сохраняются, серьезное внимание уделяется сохранению навыков и практики ручного художественного творчества, продукция которого не конкурирует на рынке с фабричной продукцией.

В Германии предприятия, использующие ручной труд, имеют существенные налоговые льготы, позволяющие за несколько лет полностью вернуть затраты на приобретенное оборудование. В этой стране значительно ниже, чем в России, стоимость аренды торгово-выставочных площадей для данного типа предприятий, что позволяет им активно продвигать и реализовывать без посредников свою продукцию.

Во Франции все виды ручного декоративно-прикладного искусства считаются национальным достоянием, важнейшей частью художественного и культурного наследия, одной из основ развития соответствующего туристического кластера. Отдельные художники, мастерские, предприятия, работающие в традициях французского декоративно-прикладного искусства, сохраняющие и развивающие их, носят почетный титул "Живое культурное наследие Франции", что обеспечивает им целый ряд налоговых, финансовых и законодательных преференций, высокий общественный статут и престиж. Студенты художественных училищ получают образование бесплатно. Если выпускники поступают на работу к мастерам или в организации, специализирующиеся на ручном художественном труде, то в течение трех или пяти лет (при вредных для здоровья видах деятельности - древесная пыль, работа с лаками и красителями, с литьем, чеканкой, патинированием, золочением, клеем и т. д.) они получают доплату, обеспечивающую им заработок выше среднего в регионе. Во Франции поддержка ручного художественного труда курируется общегосударственными и региональными объединениями (союзы, гильдии) художников прикладного искусства. Законодательная, финансовая, рекламная политика строятся на объединении усилий федерального центра, региона, муниципалитета в рамках единой государственной политики и программы. Муниципалитеты оказывают поддержку художникам, мастерам, мастерским и предприятиям, в том числе организуя еженедельные ярмарки-продажи.

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии функционирует Национальный траст - благотворительная организация, созданная для сохранения, реставрации, обслуживания и популяризации национального наследия. Под управлением Национального траста кроме многочисленных ценных имений, памятников архитектуры, коллекций художественных произведений, промышленных объектов, парков, садов и гольф-полей находятся исторические поселения и обширные сельские местности. Это создает основу для культурно-познавательного туризма. Бюджет Национального траста формируется из взносов посетителей и частных пожертвований. Ежегодно организация вкладывает около 20 миллионов фунтов только в сохранение культурного ландшафта и традиционного природопользования, в развитие принадлежащих ей участков побережья и сельских местностей.

В Японии действует программа, в соответствии с которой народные мастера-учителя рассматриваются в статусе национального достояния. Одна из их обязанностей - готовить продолжателей своих традиций - учеников. В этом случае государство гарантированно выкупает изделия народных мастеров и их учеников с целью пополнения музейных и подарочных фондов, для продажи в других странах и прочих нужд.

В Китае существует градация на художников регионального, областного и государственного значения. У художников государственного значения государство гарантированно выкупает произведенные ими изделия. Предприятия, на которых работают такие мастера, имеют налоговые льготы.

В Канаде действует централизованная система сбыта: мастер сдает произведенные им изделия в кооператив, который отправляет их в места продаж.

Поддержка традиционного народного искусства оказывается также на уровне ЮНЕСКО. В Список нематериального культурного наследия, имеющего всемирное значение, включены следующие виды деятельности: традиционное искусство изготовления ковров (Азербайджан), рисунки на песке народа вануату (Вануату), искусство изготовления и применения священного кинжала, индонезийский батик и практика обучения этому искусству в местных общеобразовательных организациях (Индонезия), традиционное искусство ковроделия в Фарсе и Кашане (Иран), ковроткачество в Обюссоне (Франция), региональные техники изготовления из бумаги и ткани (Япония) и др.

V. Анализ состояния сферы народных художественных промыслов

 

Сфера народных художественных промыслов (НХП) включает в себя около 250 предприятий из более чем 60 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в сфере НХП - более 30 тыс. человек. Общий объем производства изделий народных художественных промыслов составил в 2014 году, по данным Росстата, 5026,3 млн рублей. На организации народных художественных промыслов приходится не более 85% или 4272,4 млн руб.

Специфической особенностью народных художественных промыслов является широкое применение творческого, преимущественно ручного труда художников и мастеров. Вследствие этого оплата и начисления на нее составляют преобладающую часть себестоимости производства изделий народных художественных промыслов. Рост тарифов страховых взносов, исчисляемых в процентах от оплаты труда, затрудняет нормальное функционирование организаций народных художественных промыслов и ставит многие организации народных художественных промыслов на грань банкротства.

Наибольшее количество предприятий, занимающихся производством продукции народных художественных промыслов, сконцентрировано в Центральном федеральном округе, на долю которого приходится около 40% всех предприятий народных художественных промыслов. Наименьшее количество предприятий народных художественных промыслов находится на территории Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, на долю которых приходится всего около 5% от общего числа предприятий народных художественных промыслов.

В сопоставимых ценах реальные объемы производства и реализации не только не выросли, но и сократились. За последние 5 лет подавляющее большинство организаций народных художественных промыслов фактически находилось в состоянии стагнации. Многие организации испытывают падение объемов производства изделий и снижение объемов их реализации, даже при наличии льгот по налогам и выделении субсидий.

Общий объем реализации по следующим направлениям составил:

- оптовая торговля - 69,8%;

- розничная торговля - 28,05%;

- дистанционная торговля - 2,12%;

- иные направления реализации - 0,04%.

Доля изделий народных художественных промыслов, выпускаемых индивидуальными предпринимателями, в общем объеме реализации продукции составляет не более 15%.

Существенной проблемой отрасли является нехватка специалистов как художественных, так и рабочих специальностей, что обусловлено, в первую очередь, низкой оплатой труда, отсутствием необходимого социального пакета, а также развитых институтов наставничества.

Почти 40% предприятий отрасли отмечают отсутствие или нехватку кадров по всем основным производственным специальностям. К настоящему времени появилась потребность предприятий в менеджерах по продажам, экономистах, экскурсоводах, PR-специалистах.

VI. Основные направления и способы достижения цели и решения задач Стратегии

 

Совершенствование нормативно-правовой базы сохранения и развития народных художественных промыслов

 

В целях совершенствования нормативно-правовой базы сохранения и развития народных художественных промыслов необходимо провести подробный анализ мер государственной поддержки организаций народных художественных промыслов, осуществляемых на федеральном и региональном уровнях.

Необходимо рассмотреть механизмы софинансирования федеральным бюджетом региональных программ но поддержке организаций народных художественных промыслов. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки народных художественных промыслов.

Вопрос изменения и совершенствования действующего формата предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета предприятиям народных художественных промыслов необходимо рассматривать с учетом мнений всех заинтересованных сторон с целью выработки оптимального механизма, направленного на сохранение и развитие предприятий отрасли.

В качестве первоочередных задач необходимо:

- провести актуализацию действующих правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов, уточнить перечень субсидируемых затрат и размеры их компенсаций из федерального бюджета;

- уточнить критерии отбора и перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;

- провести работу по исключению из налогооблагаемой базы доходов организаций народных художественных промыслов доходов в виде субсидий;

- провести работу по сохранению для организаций народных художественных промыслов режима пониженных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Совершенствование системы маркетинга и сбыта

 

Изделия народных художественных промыслов по своим свойствам относятся к товарам, удовлетворяющим культурные потребности. В связи с этим необходимо:

- поддерживать тенденцию увеличения объема изделий признанного художественного достоинства, их позиционирование в нише товаров, соответствующих высокому эстетическому и художественному уровню;

- разработать комплексную систему мероприятий по продвижению и популяризации продукции народных художественных промыслов;

- позиционировать продукцию народных художественных промыслов в качестве элементов национального достояния России, изделий духовно-патриотического назначения.

Изделия народных художественных промыслов должны закупаться для государственных нужд: для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для подарочных фондов органов власти всех уровней и организаций с государственным участием, для пополнения (научного комплектования) музейного фонда Российской Федерации.

Для предприятии, выпускающих изделия народных художественных промыслов, необходимо создание единой информационной системы, которая позволит донести до потенциальных покупателей комплексную информацию об ассортименте изделий, их авторах, ценах, условиях и местах приобретения.

Изделия народных художественных промыслов нуждаются в активном продвижении к потребителю, в постоянном информационном присутствии, рекламных и PR-компаниях, ориентированных на целевые аудитории.

Необходимо обеспечить узнаваемость брендов народных художественных промыслов, обеспечить информирование и ознакомление потребителей с полным ассортиментом и многообразием продукции.

Поставленные цели предусматривают меры по привлечению аудитории всех возрастов при помощи полного спектра рекламных и PR-технологий, межведомственной поддержки и создания партнерских проектов с коммерческими компаниями и корпорациями.

Перспективным представляется использование возможностей социальной рекламы и социального маркетинга, а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Противодействие распространению контрафактной продукции

 

Растущий объем контрафактных изделий представляет серьезную угрозу для сферы народных художественных промыслов, как для отрасли с большой долей ручного труда.

Наиболее распространенными формами контрафакта в сфере народных художественных промыслов являются:

- использование похожего на логотип официального правообладателя изображения. В таком случае производители подделок имеют возможность отрицать факт контрафакта тем, что оригинальное имя не использовалось, при том что потребитель часто не знает, как точно выглядит оригинальный логотип;

- подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений.

Большое количество поддельной продукции реализуется по крайне низкой цене, что в целом подрывает конкурентоспособность профильных предприятий, более того, низким качеством и непрофессиональным изготовлением наносит существенный вред имиджу и репутации как предприятий, так и отрасли в целом.

Не менее важен для предприятий народных художественных промыслов вопрос конкуренции со смежными сегментами рынка и импортом. Так, например, в местах туристической активности широко распространена торговля сувенирной продукцией, в то же время такая продукция далеко не всегда является традиционной для данного региона, зачастую она лишь содержит символику, при этом являясь типовой промышленной продукцией, выпущенной подчас даже не в России, но она подкупает туристов и посредников своей дешевизной. В результате - значительный рынок сбыта оказывается потерянным для предприятий народных художественных промыслов.

Кроме того, в настоящее время отсутствует единая методика расчета ущерба правообладателю производителями контрафактной продукции, также не решен вопрос с уничтожением выявленной контрафактной продукции.

Рассмотрение указанных вопросов, а также предложений предприятий народных художественных промыслов по их решению необходимо рассматривать в рамках Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в установленном порядке, сформированной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции".

В частности, на заседании Государственной комиссии в первоочередном порядке планируется рассмотреть такие меры по противодействию контрафактной продукции, как:

- внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части увеличения минимальной суммы компенсации за нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов;

- разработка и утверждение регламента по хранению и уничтожению контрафактных и фальсифицированных товаров;

- дополнение формы декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза сведениями об импортере товара;

- рассмотрение возможности внесения изменений в действующее законодательство с целью оптимизации и повышения продуктивности деятельности правоохранительных органов, в том числе путем расширения полномочий в части пресечения незаконного производства и оборота контрафактной продукции.

Развитие системы подготовки кадров

 

Несмотря на то, что общее количество выпускников образовательных организаций высшего образования в 2013 году по направлениям подготовки и специальностям высшего образования, связанных с народными художественными промыслами, составило 9039 человек, 9434 человека - в 2014 году, отсутствие притока молодых специалистов в отрасль является для народных художественных промыслов одним из ключевых вопросов.

В связи с крайне низкой заработной платой ощущается острая нехватка квалифицированных кадров: рабочих всех основных специальностей, художников, специалистов, занимающихся продвижением изделий народных художественных промыслов и их сбытом. Большинство выпускников учебных заведений, получающих художественное образование по профилю народных художественных промыслов, не идут в дальнейшем работать на предприятия. Непривлекательной в плане материального обеспечения и карьерного роста является сфера народных художественных промыслов для квалифицированных специалистов, имеющих успешный опыт организации логистики и сбыта продукции. Для повышения престижа профессии мастера народных художественных промыслов требуется государственная поддержка подготовки, организации и проведения региональных и общероссийских мероприятий и конкурсов по базовым профессиям специалистов, работающих в сфере народных художественных промыслов.

В качестве государственных приоритетов в сфере образования Стратегия рассматривает:

- укрепление предприятий в местах традиционного бытования народных художественных промыслов творческими кадрами, подготовка высококвалифицированных художников и других базовых специалистов;

- развитие профессиональных образовательных организаций, соотнесенных с конкретным видом искусства, расположенных в местах традиционного бытования народных художественных промыслов, с целью профессиональной ориентации молодежи, сокращения ее оттока из регионов и обеспечения занятости;

- обеспечение общеобразовательных организаций лучшими образцами всех видов народных художественных промыслов с целью изучения культуры и искусства народов России.

Принимая во внимание государственные приоритеты в сфере образования и с учетом особенностей профессионального образования в области народных художественных промыслов, необходимо:

- изучить возможность создания базовой сетевой образовательной организации высшего образования с целью профессиональной подготовки и научного сопровождения профессионального образования в области народных художественных промыслов;

- разработать меры по развитию профессионального образования будущих художников народных художественных промыслов, организации художественно-творческих лабораторий и мастерских, основанных на сохранении художественно-технологических традиций каждого конкретного вида народных художественных промыслов в местах их бытования;

- разработать меры по повышению квалификации и профессиональной переподготовки базовых специалистов народных художественных промыслов;

- использовать сетевую форму реализации образовательных программ с участием организаций культуры, образования или иных организаций с учетом проведения необходимой учебной и производственной практики в сфере народных художественных промыслов;

- организовать работу по внедрению систем электронного обучения и обучения с применением дистанционных технологий специалистов, занятых в сфере народных художественных промыслов в соответствующих образовательных организациях;

- организовать работу по внедрению механизмов целевого обучения специалистов в сфере народных художественных промыслов по образовательным программам высшего образования;

- разработать образовательные программы бакалавриата и магистратуры с учетом практико-ориентационной подготовки специалистов в сфере народных художественных промыслов;

- обеспечить применение и нормативное закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах в рамках дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств;

- обеспечить доступность в местах традиционного бытования народных художественных промыслов музейно-образовательных услуг в целях развития детского образовательного туризма.

Техническое перевооружение предприятий народных художественных промыслов

 

Замена и модернизация оборудования для организаций народных художественных промыслов является стратегической задачей, решение которой осложняется тем, что на техническое перевооружение нужны значительные средства, которые у большинства изготовителей изделий народных художественных промыслов отсутствуют.

Представляется целесообразным при участии субъектов Российской Федерации провести комплексный анализ потребности предприятий отрасли в техническом перевооружении и разработать меры по скоординированной государственной поддержке в модернизации устаревшего оборудования за счет средств федерального и регионального бюджетов.

В качестве первоочередных антикризисных мер по финансовой поддержке отрасли целесообразно рассмотреть вопрос включения организаций народных художественных промыслов в перечень системообразующих организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, утверждаемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Повышение художественного уровня изделий народных художественных промыслов

 

В связи с тем, что профессии, связанные с производством и продвижением изделий народных художественных промыслов, не являются престижными, наблюдается дефицит молодых специалистов в отрасли, снижается качество выпускаемых изделий, нарушаются традиционные технологии их изготовления. Требуется принятие эффективных мер по повышению художественного уровня и качества изделий народных художественных промыслов: фантовая поддержка авторов высокохудожественных произведений; регулярное проведение выставок, смотров и конкурсов изделий народных художественных промыслов; премирование, выплата фиксированных надбавок за высокое качество изделий; методическое обеспечение деятельности народных художественных промыслов; совершенствование работы художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам в регионах.

Восстановление утраченных народных художественных промыслов

 

Возрождение утраченных народных художественных промыслов актуально и может рассматриваться как важная государственная задача, поскольку будут возобновлены традиционные формы народного искусства, в сельской местности появятся очаги роста, привлекающие туристический поток и обеспечивающие занятость местного населения. В ряде регионов ведется восстановление народных художественных промыслов. В Вологодской области возрождаются ручное ткачество, кузнечный промысел, тиснение и раскраска по бересте, в Республике Карелия ведется работа по возрождению олонецкой керамики, в Республике Татарстан - по возрождению художественной обработки кости и рога, художественному ручному ковроткачеству и ковроделию.

В целях выработки общих методологических подходов к вопросам восстановления утраченных промыслов целесообразно разработать и реализовать план мероприятий по возрождению утраченных народных художественных промыслов.

Интеграция народных художественных промыслов в индустрию туризма

 

Интеграцию народных художественных промыслов в индустрию туризма необходимо осуществлять в следующих направлениях:

- разработка и участие в реализации проектов специализированных туристических комплексов в местах традиционного бытования народных художественных промыслов;

- включение мест традиционного бытования народных художественных промыслов в туристические маршруты, организуемые в рамках внутреннего и въездного культурно-познавательного туризма.

Первое направление интеграции предполагает средовой подход и превращение мест традиционного бытования народных художественных промыслов в туристические комплексы общероссийского и международного значения, дающие импульс развитию регионов. Создание современного комплекса объектов показа - с музеями, салонами-магазинами, интерактивными программами обучения, в контексте знакомства с памятниками истории и культуры, с посещением действующих духовных центров - позволит ярко и интересно донести до посетителей художественную ценность народных художественных промыслов, показать их значение в формировании национальной культуры. Это направление интеграции народных художественных промыслов в сферу туризма используется для тех мест традиционного бытования народных художественных промыслов, которые широко известны в России и за ее пределами, привлекательны для большого количества российских и иностранных туристов и имеют высокую значимость в культурном наследии России. Эти места могут стать ядром формирования специализированных туристических комплексов. Собственниками объектов специализированных туристических комплексов выступают коммерческие структуры - организации-производители изделий народных художественных промыслов и инвесторы инфраструктурных объектов.

В настоящее время из 64 мест традиционного бытования народных художественных промыслов на основе семи созданы специализированные туристические комплексы с соответствующей инфраструктурой (объекты размещения, питания, торговли изделиями народных художественных промыслов, автопарковки и др.), на основе восьми - с частично сформированной туристической инфраструктурой, что суммарно охватывает только 24% мест традиционного бытования народных художественных промыслов.

Создание и развитие специализированных туристических комплексов позволит организациям - изготовителям изделий народных художественных промыслов развивать следующие направления деятельности:

- расширение музейных экспозиций и предоставление информации об истории возникновения и развития промысла;

- организация мастер-классов, показ приемов работ с выполнением отдельных операций самими туристами;

- организация работы постоянно действующих выставок-ярмарок продукции народных художественных промыслов;

- организация экскурсий по предприятиям народных художественных промыслов, посещение музейных экспозиций и подготовка соответствующих туристических программ;

- предоставление площадей субъектам малого и среднего предпринимательства с целью создания инфраструктурных объектов комплекса;

- подготовка мероприятий, направленных на развитие этнокультурной грамотности, проведение историко-художественных программ с погружением в историческую среду

.

VII. Механизм контроля реализации Стратегии

 

Для обеспечения эффективной реализации Стратегии Министерством промышленности и торговли Российской Федерации ежегодно проводится мониторинг выполнения мероприятий, предусмотренных Стратегией в соответствии с Планом мероприятий Стратегии (приложение N 1 к Стратегии), и достижения целевых показателей Стратегии (приложение N 2 к Стратегии).

Механизм мониторинга базируется на сборе, систематизации и анализе информации о реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, в сроки, установленные Планом мероприятий.

Основными документами, в которых отражаются результаты реализации настоящей Стратегии, являются ежегодные отчеты о реализации Стратегии, размещаемые на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Стратегия корректируется один раз в два года путем уточнения запланированных мероприятий в зависимости от установленного или прогнозируемого влияния новых внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровень достижения целевых показателей Стратегии, а также, при необходимости, путем изменения сроков, предусмотренных Планом мероприятий.

По результатам мониторинга реализации настоящей Стратегии корректировка Стратегии может быть проведена до истечения установленного срока по инициативе Министра промышленности и торговли Российской Федерации при существенном изменении внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровень достижения целевых показателей Стратегии.

 

Приложение N 1
к Стратегии развития народных
художественных промыслов
на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года

 

План
первоочередных мероприятий на 2015-2016 годы по реализации Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года

 

N п/п

Наименование мероприятия

Вид документа

Срок реализации

Ответственные исполнители

Совершенствование мер поддержки и развития народных художественных промыслов

1.

Анализ действующих мер поддержки и выработка предложений совершенствованию механизмов поддержки на федеральном уровне организаций народных художественных промыслов

Аналитические данные.

Методические рекомендации. Проекты нормативных правовых актов

2015-2016 гг.

Минпромторг России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые ассоциации и союзы

Противодействие распространению контрафактной продукции

2.

Анализ проблем организаций народных художественных промыслов, связанных с распространением контрафактной продукцией. Включение необходимых вопросов в план работы Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции

Проекты нормативных правовых актов

2015-2016 гг.

Минпромторг России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые ассоциации и союзы

Совершенствование системы маркетинга и сбыта

3.

Организация отраслевых мероприятий или

курируемых Минпромторгом России (круглых столов, выставок, ярмарок и иных мероприятий)

Отчеты о мероприятиях

2015-2016 гг.

Минпромторг России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые ассоциации и союзы

4.

Выработка мер по увеличению объема

государственных закупок изделий народных художественных промыслов в подарочные фонды органов государственной власти

Проекты поручений, нормативных правовых актов

2015 г.

Минпромторг России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации

5.

Подготовка предложений по обеспечению дошкольных и средних общеобразовательных учреждений продукцией народных художественных промыслов

Проекты нормативных правовых актов

2015 г.

Отраслевые организации, союзы и предприятия, Минпромторг России

Интеграция народных художественных промыслов в индустрию туризма

6.

Подготовка предложений по созданию специализированных туристических

комплексов (с функциями товаропроводящей сети) в местах традиционного бытования народных художественных промыслов

Аналитические данные. Методические рекомендации

2015-2016 гг.

Минпромторг России, Минкультуры России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Подготовка кадров для отрасли народных художественных промыслов

7.

Организация работы по заключению договоров о целевом обучении в сфере народных художественных промыслов

Решения отраслевых союзов и ассоциаций, руководящих органов предприятий НХП

2015-2016 гг.

Отраслевые союзы и ассоциации, организации народных художественных промыслов

8.

Проработка вопросов установления базового сетевого ВУЗа профессиональной подготовки и научного сопровождения

профессионального образования в области народных художественных промыслов

Проекты нормативных правовых актов

2015 г.

Минпромторг России, Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые ассоциации и союзы

9.

Разработка мер по повышению квалификации и профессиональной переподготовки базовых специалистов народных художественных промыслов.

Методические рекомендации

2015-2016 гг.

Отраслевые ассоциации и союзы, Минпромторг России, Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые ассоциации и союзы

Сохранение и восстановление утраченных народных художественных промыслов

10.

Разработка Плана мероприятий по возрождению утраченных народных художественных промыслов

Проекты нормативных правовых актов

2015-2016 гг.

Минпромторг России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые союзы и ассоциации

11.

Подготовка предложений для включения народных художественных промыслов России в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Проекты нормативных правовых актов

2015-2016 гг.

Минпромторг России, Минкультуры России, отраслевые союзы и ассоциации

Организационно-контрольные мероприятия (2016 г.)

12.

Анализ реализации первоочередных мероприятий, разработка мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Стратегии

Аналитические данные, проекты нормативных правовых актов

2016 г.

Минпромторг России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые союзы и ассоциации

Уточненные и перспективные мероприятия (2017-2020 гг.)

13.

Мероприятия, предусмотренные по итогам корректировки Стратегии

Проекты нормативных правовых актов. Методические документы. Аналитические данные

2017-2020 гг.

Минпромторг России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые ассоциации и союзы

Приложение N 2
к Стратегии развития народных
художественных промыслов
на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года

 

Целевые индикаторы Стратегии

 

Целевой индикатор

Значения

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Совокупный объем выпуска изделий народных художественных промыслов в денежном выражении

5 млрд руб.

5,5 млрд руб.

6 млрд руб.

Количество предприятий отрасли, отмечающих отсутствие или нехватку кадров по всем основным производственным специальностям

40%

35%

30%

Наличие региональных центров народных художественных промыслов в субъектах Российской Федерации

10%

20%

30%

Количество субъектов Российской Федерации, включившие в региональные образовательные стандарты тему народных художественных промыслов

10%

20%

30%

Рост производства изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства в стоимостном выражении

5%

10%

15%

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Утверждена Стратегия развития народных художественных промыслов (НХП) на 2015-2016 гг. и на период до 2020 г.

Сфера (НХП) включает в себя около 250 предприятий из более чем 60 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в сфере НХП - более 30 тыс. человек. Общий объем производства изделий НХП составил в 2014 г. 5 026,3 млн руб.

В сопоставимых ценах реальные объемы производства и реализации не только не выросли, но и сократились. За последние 5 лет подавляющее большинство организаций НХП фактически находилось в состоянии стагнации. Многие организации испытывают падение объемов производства изделий и снижение объемов их реализации, даже при наличии льгот по налогам и выделении субсидий.

Почти 40% предприятий отрасли отмечают отсутствие или нехватку кадров по всем основным производственным специальностям.

Планируется рассмотреть механизмы софинансирования федеральным бюджетом региональных программ по поддержке организаций НХП.

Необходимо разработать комплексную систему мероприятий по продвижению и популяризации продукции НХП. Так, изделия НХП должны закупаться для госнужд (для образовательных организаций, для подарочных фондов органов власти всех уровней и организаций с госучастием, для пополнения (научного комплектования) музейного фонда).

Для борьбы с контрафактом планируется увеличить минимальную сумму компенсации за нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере НХП.

Необходимо изучить возможность создания базовой сетевой организации высшего образования с целью подготовки и научного сопровождения профессионального образования в области НХП.

В качестве первоочередных антикризисных мер целесообразно рассмотреть вопрос включения организаций НХП в перечень системообразующих, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли.


Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 июля 2015 г. N 2011 "Об утверждении Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года"


Текст приказа официально опубликован не был