Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.М. Гаврилюка к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.М. Гаврилюк оспаривает конституционность пункта 2 статьи 1 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", относящего к лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, установленных данным Законом, лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда Архангельской области", имеющих право на пенсию в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О страховых пенсиях", если они достигли возраста, дающего право на пенсию по старости (мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет).
По мнению заявителя, оспариваемое положение противоречит статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает условие о достижении 55-летнего возраста для мужчин, что позволяет правоприменительным органам отказывать в предоставлении мер социальной поддержки лицам, которые обладают правом на пенсию по старости и имеют звание "Ветеран труда Архангельской области", но не достигли соответствующего возраста.
Оспариваемое положение применено в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.М. Гаврилюком материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), относит установление гарантий социальной защиты к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1) и при этом не определяет конкретные способы, условия и объемы предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Архангельской области установил звание "Ветеран труда Архангельской области", определил основания для его присвоения и меры социальной поддержки граждан, которым присвоено это звание.
Пункт 2 статьи 1 Закона Архангельской области "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" (в редакции Закона Архангельской области от 29 октября 2012 года N 561-34-ОЗ "О внесении дополнения в статью 1 областного закона "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан"), закрепляющий с 1 января 2013 года в качестве условия предоставления мер социальной поддержки лицам, имеющим звание "Ветеран труда Архангельской области", достижение ими возраста, дающего право на пенсию по старости, сниженного на пять лет (в отличие от общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), направлен на обеспечение адресности социальной защиты названной категории граждан.
Такое правовое регулирование распространено в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Архангельской области, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, которому пенсия по старости назначена с октября 2013 года досрочно в возрасте 50 лет.
Разрешение же вопроса о предоставлении мер социальной поддержки лицам, имеющим звание "Ветеран труда Архангельской области" и не достигшим возраста, закрепленного оспариваемой нормой, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гаврилюка Василия Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 1663-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гаврилюка Василия Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 1 Закона Архангельской области "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан"
Текст Определения официально опубликован не был