Постановление Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 38-АД15-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.
рассмотрев жалобу Васина Д.A.
на постановление судьи Центрального районного суда города Тулы от 17 декабря 2014 года, решение судьи Тульского областного суда от 4 марта 2015 года и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 22 апреля 2015 года,
вынесенные в отношении ... Комитета Тульской области по тарифам Васина Д.А. (далее - Васин Д.А.)
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Центрального районного суда города Тулы от 17 декабря 2014 года ... Комитета Тульской области по тарифам Васин Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Решением судьи Тульского областного суда от 4 марта 2015 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
Постановлением заместителя председателя Тульского областного суда от 22 апреля 2015 года состоявшиеся по делу судебные постановления оставлены без изменения.
Васин Д.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене состоявшихся в отношении него судебных постановлений.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы Васина Д.А. позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Васина Д.А. к административной ответственности) занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Из судебных постановлений следует, что в период с 3 февраля 2014 года по 28 февраля 2014 года Федеральной службой по тарифам проведена плановая выездная проверка Комитета Тульской области по тарифам (далее - комитет), осуществляющего государственную функцию в сфере регулируемого ценообразования, в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов и надбавок на товары и услуги организаций в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, предельных индексов, устанавливаемых по муниципальным образованиям, тарифов в сфере теплоснабжения (приказ от 14.01.2014 N 3).
По итогам проверки составлен акт от 28 февраля 2014 года N ... и протоколы об административных правонарушениях NN ... от 15 июля 2014 года.
Из протоколов об административном правонарушении от 15 июля 2014 года NN ... и ... следует, что Постановлением комитета от 18 декабря 2013 года N 47/102 утверждены тарифы на услугу по водоснабжению и водоотведению на 2014 год для ОАО "Тулачермет" и МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" в отсутствие копий договоров на выполнение работ и оказание услуг по ремонту производственных фондов, отчетов о выполнении данных работ и услуг. При расчете тарифов для названных организаций комитетом учитывались расходы на ремонт производственных фондов без анализа фактического исполнения расходов за предыдущий период регулирования. Федеральная служба по тарифам и согласившиеся с ней суды сочли данные обстоятельства свидетельствующими о нарушении комитетом при принятии Постановления от 18 декабря 2013 года N 47/102 установленного порядка ценообразования, а именно - положений подпункта "а" пункта 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Протоколами об административном правонарушении от 15 июля 2014 года NN ... установлено, что Постановлением комитета от 18 декабря 2013 года N 47/102 для ООО "ОдоевЖилСервис", ООО "Водоканал-Северозадонск" и других организаций на 2014 год были утверждены регулируемые тарифы при наличии экспертных заключений, не соответствующих требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Таким образом, ... Комитета Тульской области по тарифам Васин Д.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что Федеральная служба по тарифам при проведении проверки вышла за временные пределы ее предмета, установленные приказом от 14.01.2014 N 3, рассматривался судами и признан несостоятельным. Суды, в том числе, отметили, что предметом проверки являлась деятельность комитета по установлению тарифов за период с 2011 по 2013 годы. Исходя из того, что производственные программы и тарифы, подлежащие применению в 2014 году, были утверждены постановлениями комитета в декабре 2013 года, суды сочли, что данные постановления комитета правомерно получили оценку Федеральной службы по тарифам в рамках проведенной проверки.
Является необоснованным утверждение Васина Д.А. в жалобе о том, что он не является субъектом административного правонарушения, подлежащим привлечению к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Положению о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является соблюдение организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов требований, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В силу пунктов 1 и 6 Положения о Комитете Тульской области по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Тульской области от 7 октября 2011 года N 17, комитет является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен), его ... комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет задач и осуществление им своих функций.
Поскольку Васин Д.А. является должностным лицом, допустившим нарушение установленного порядка регулирования тарифов, он правомерно признан судами субъектом вменяемого правонарушения.
Включение данного административного правонарушения в главу 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" свидетельствует, в том числе, о том, что такое нарушение затрагивает права и законные интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Утверждение Васина Д.А. о том, что материалами тарифных дел в отношении ОАО "Тулачермет" и МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" подтверждается выполнение ремонтных работ производственных фондов собственными силами названных организаций, исследовалось судами и признано несостоятельным. Судами, в частности, указано на то, что в ходе проверки должностными лицами Федеральной службы по тарифам не установлено доказательств, подтверждающих факты совершения ремонтных работ ОАО "Тулачермет" и МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" без привлечения подрядных организаций. Оснований для переоценки данного вывода судебных инстанций, а также вывода о том, что экспертные заключения в делах об установлении тарифов не соответствуют требованиям к их содержанию, установленным пунктом 26 вышеназванных Правил, на что направлены доводы жалобы заявителя, не имеется.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Васина Д.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Действия Васина Д.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Васина Д.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание соразмерно содеянному, назначено с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Центрального районного суда города Тулы от 17 декабря 2014 года, решение судьи Тульского областного суда от 4 марта 2015 года и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 22 апреля 2015 года, вынесенные в отношении ... Комитета Тульской области по тарифам Васина Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Васина Д.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 38-АД15-7
Текст постановления официально опубликован не был