Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 58-КГ15-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Кириллова В.С.
рассмотрела в судебном заседании 17 августа 2015 г. гражданское дело
по иску Шеволдиной Н.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Антипкина П.А. ... года рождения,
к краевому государственному казённому учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольск-на-Амуре", Министерству строительства Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края
о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение мер социальной поддержки на приобретение жилья
по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюка Д.А.
на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 августа 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 ноября 2014 г., которыми исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Шеволдина Н.В., действующая в интересах несовершеннолетнего сына Антипкина П.А., обратилась в суд с иском к краевому государственному казённому учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольск-на-Амуре", Министерству строительства Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края и с учётом уточнения исковых требований просила признать Антипкина П.А., ... года рождения, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и признать за ним право на получение мер социальной поддержки на приобретение жилья.
В обоснование предъявленных требований Шеволдина Н.В. указала, что её отец Шеволдин В.И. является собственником части N ... жилого дома по адресу: г. ...
Шеволдина Н.В. проживает в указанном жилом помещении в качестве члена семьи собственника жилого помещения, зарегистрирована в нём по месту жительства. Кроме того, ей на праве собственности принадлежит 1/4 доли в квартире, расположенной по адресу: ...
3 сентября 2013 г. у Шеволдиной Н.В. родился сын Антипкин П.А.
В результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории Хабаровского края и, в частности, на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в августе - сентябре 2013 года жилой дом, расположенный по адресу: г. ..., оказался затопленным.
Заключением межведомственной комиссии от 11 ноября 2013 г. N 677 часть N 1 указанного жилого дома признана непригодной для проживания и не подлежащей восстановлению.
Шеволдин В.И. обратился в краевое государственное казённое учреждение "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольск-на-Амуре" с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилья.
Согласно уведомлению краевого государственного казённого учреждения "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольск-на-Амуре" от 4 июня 2014 г. указанное заявление удовлетворено в отношении собственника жилого помещения - Шеволдина В.И. и проживающей вместе с ним его супруги Шеволдиной В.И. на сумму ... руб. В отношении Антипкина П.А., ... года рождения, в предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилья отказано.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 8 июля 2014 г. несовершеннолетний Антипкин П.А. признан членом семьи Шеволдина В.И. - собственника жилого помещения (жилого дома), расположенного по адресу: ...
Считая отказ в предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилья незаконным и полагая, что её сын Антипкин П.А. в соответствии с пунктами 1.5, 1.6 приложения N 16 к постановлению Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 г. N 347-пр) имеет право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку является членом семьи собственника повреждённого жилого дома и не имеет в собственности другого жилья, Шеволдина Н.В. просила суд признать её сына Антипкина П.А., родившегося ... г., пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., и признать за ним право на получение указанных мер социальной поддержки.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 августа 2014 г. исковые требования Шеволдиной Н.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Антипкина П.А., удовлетворены. Суд признал Антипкина П.А., ... года рождения, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года. За Антипкиным П.А., ... года рождения, признано право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 ноября 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Представителем Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюком Д.А. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу решения Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 августа 2014 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 ноября 2014 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 28 апреля 2015 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 10 июля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.
Судом при разрешении спора установлено, что Шеволдин В.И. является собственником части N ... индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ... Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 8 октября 2010 г.
В указанном жилом помещении с 4 апреля 2011 г. в качестве члена семьи собственника жилого помещения зарегистрирована дочь Шеволдина В.И. - Шеволдина Н.В.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 3 декабря 2008 г. Шеволдиной Н.В. принадлежит на праве собственности 1Л доли в квартире, расположенной по адресу: ...
... г. у Шеволдиной Н.В. родился сын Антипкин П.А. (свидетельство о рождении от ... г.), который с 19 сентября 2013 г. зарегистрирован в домовладении по адресу: ..., в качестве внука Шеволдина В.И.
В результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года жилой дом, расположенный по адресу: г. ..., оказался затопленным.
Заключением межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырёх от 11 ноября 2013 г. N 677 часть N ... жилого дома ... по ул. ... признана непригодной для проживания и не подлежащей восстановлению.
Уведомлением от 4 июня 2014 г. краевое государственное казённое учреждение "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольск-на-Амуре" сообщило Шеволдину В.И. и Шеволдиной В.И. об удовлетворении их заявления о предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного на сумму ... руб. При этом Шеволдин В.И. и Шеволдина В.И. были проинформированы, что в отношении Антипкина П.А. в предоставлении указанных мер социальной поддержки отказано.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 8 июля 2014 г. Антипкин П.А., ... г. рождения, признан с момента рождения членом семьи Шеволдина В.И. - собственника жилого помещения (жилого дома), расположенного по адресу: ...
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Шеволдиной Н.В., действующей в интересах её несовершеннолетнего сына Антипкина П.А., суд первой инстанции и поддержавший его выводы суд апелляционной инстанции руководствовались положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (с изменениями и дополнениями) и исходили из того, что Антипкин П.А., родившийся в Хабаровском крае в период чрезвычайной ситуации, являющийся членом семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющий иного жилья, пригодного для проживания, подлежит признанию пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и, как следствие, имеющим право на основании пункта 6.2 Государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судебных инстанций о наличии у Антипкина П.А. права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, устанавливающих обязательные условия предоставления гражданам таких мер социальной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" (далее - Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693).
Подпунктом "д" пункта 2 названного Указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях, в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании положений Указа от 31 августа 2013 г. N 693 Правительством Хабаровского края 21 октября 2013 г. издано постановление N 347-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утверждённую постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр".
В соответствии с частью 1 названного Постановления пункт 6.2 раздела 6 государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (далее - Программа) дополнен подпунктом 6.2.9 следующего содержания: "Предоставление мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, реализуется в форме:
- предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путём строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам;
- предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья;
- предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта повреждённых жилых помещений".
Согласно пункту 6.2.9 Программы её мероприятия реализуются в том числе в соответствии с:
Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (приложение N 15 к настоящей Программе (далее - Порядок - приложение N 15 к Программе);
Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений (приложение N 16 к настоящей Программе (далее - Порядок - приложение N 16 к Программе).
Пунктом 1.2 Порядка - приложения N 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24 февраля 2014 г. N 41-пр) предусмотрено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи при одновременном соблюдении следующих условий:
- постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;
- не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
Согласно пункту 1.4 Порядка - приложения N 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 г. N 383-пр) факт проживания граждан, жилые помещение которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка - приложения N 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24 февраля 2014 г. N 41-пр) к членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 9 августа 2013 г. N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 час. 00 мин. 9 августа 2013 г. для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введён режим чрезвычайной ситуации.
Приведённые выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств, а именно постоянное проживание в утраченном жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации и отсутствие другого жилья, пригодного для проживания.
Поскольку Антипкин П.А. родился ... г. и на дату введения режима чрезвычайной ситуации - 9 августа 2013 г. - не проживал в жилом помещении, признанном непригодным для проживания вследствие наводнения, а в силу статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность человека возникает в момент его рождения и только факт рождения ребёнка порождает юридические последствия, то есть в обязательном порядке влечёт за собой возникновение прав у родившегося человека и возникновение по отношению к нему обязанностей у родителей, государства и общества, то он не может быть признан лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и обладающим правом на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья в соответствии с условиями, предусмотренными Порядком - приложением N 16 к Программе.
Выводы же судебных инстанций об обратном основаны на неправильном толковании положений законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, подлежащих применению при разрешении данного спора, а именно Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693, подпункта 6.2.9 Программы (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 г. N 347-пр), пунктов 1.2, 1.5 Порядка - приложения N 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24 февраля 2014 г. N 41-пр), пункта 1.4 Порядка - приложения N 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 г. N 383-пр).
Согласно приведённым выше нормам федерального и краевого законодательства меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, были предоставлены собственнику жилого помещения Шеволдину В.И. и члену его семьи Шеволдиной В.И. в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья, размер которой составил ... руб.
Признание судебными инстанциями за Антипкиным П.А. (внуком Шеволдина В.И.) права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья противоречит правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, и не направлены на полное восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан.
Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора не учтено, что в отношении детей, родившихся после введения режима чрезвычайной ситуации, законодательством Хабаровского края предусмотрены иные меры социальной поддержки.
Так, постановлением Правительства Хабаровского края от 30 июля 2014 г. N 247-пр утверждён Порядок оказания дополнительной единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией на территории Хабаровского края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, которым определены условия оказания дополнительной единовременной материальной помощи женщинам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, и имеющим детей (ребёнка), родившихся в период чрезвычайной ситуации, но не позднее 300 дней со дня введения режима чрезвычайной ситуации в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 9 августа 2013 г. N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края". Размер материальной помощи установлен в сумме 100 000 руб.
С учётом изложенного решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 августа 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 ноября 2014 г., оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шеволдиной Н.В., действующей в интересах несовершеннолетнего сына Антипкина П.А.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 августа 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 ноября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шеволдиной Н.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Антипкина П.А., ... года рождения, к краевому государственному казённому учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольск-на-Амуре", Министерству строительства Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании Антипкина П.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья отказать.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 58-КГ15-6
Текст определения официально опубликован не был