Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 сентября 2015 г. N 53-АПГ15-48
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе избирательного объединения Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России
на решение Красноярского краевого суда от 28 августа 2015 года, которым удовлетворено заявление избирательного объединения Ачинское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"
об отмене решения Избирательной комиссии Красноярского края от 24 августа 2015 г. N 157/1465-6.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Чикирева С.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск Красноярского края Тютиковой О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 18 июня 2015 г. N 76-499р выборы депутатов Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва назначены на 13 сентября 2015 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск Красноярского края от 6 августа 2015 г. N 27/90 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ачинское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
6 августа 2015 г. решением избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск Красноярского края N 27/91 отказано в регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 19 августа 2015 г. N 155/1392-6 удовлетворена жалоба уполномоченного представителя избирательного объединения Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России, решение избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск Красноярского края от 6 августа 2015 г. N 27/91 отменено, на данную избирательную комиссию возложена обязанность в срок не позднее 21 августа 2015 г. принять решение о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России.
21 августа 2015 г. решением избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск Красноярского края N 34/121 вновь отказано в регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России.
Решением избирательной комиссии Красноярского края от 24 августа 2015 г. N 157/1465-6 признано незаконным бездействие избирательной комиссии муниципального образования город Ачинск Красноярского края (далее - избирательная комиссия муниципального образования), решение избирательной комиссии муниципального образования от 21 августа 2015 г. N 34/121 отменено, общетерриториальный список кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России зарегистрирован.
Не согласившись с решением избирательной комиссии Красноярского края от 24 августа 2015 г. N 157/1465-6, избирательное объединение Ачинское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в суд с заявлением об отмене указанного решения.
Решением Красноярского краевого суда от 28 августа 2015 г. заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии Красноярского края от 24 августа 2015 г. N 157/1465-6 "О жалобе избирательного объединения Красноярское краевое отделение политической партии коммунистическая партия Коммунисты России".
В апелляционной жалобе избирательное объединение Красноярское краевое отделение политической партии коммунистическая партия Коммунисты России, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и процессуального права, просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избирательные объединения и их доверенные лица, считающие, что решениями избирательной комиссии нарушаются их избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В силу пункта 1 статьи 37 названного Федерального закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
Согласно пункту 1 статьи 38 указанного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 этого Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 37, пункта 2 статьи 38 названного Федерального закона, учитывая решение избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск Красноярского края от 3 июля 2015 г. N 13/31, количество достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва (учитывая численность избирателей - 83065), составляет 416 подписей, при этом количество представленных для регистрации списка кандидатов подписей не должно превышать 458.
В соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования от 27 июля 2015 г. N 20/71 все подписи избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должны подвергаться проверке.
27 июля 2015 г. избирательным объединением Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России для регистрации списка кандидатов представлено в избирательную комиссию муниципального образования 9 папок со 189 подписными листами, содержащими 457 подписей избирателей (в итоговом протоколе проверки подписных листов от 3 августа 2015 г., как установлено судом, ошибочно указано "458 подписей").
Все представленные подписные листы были подвергнуты проверке рабочей группой, состав которой утверждён решением избирательной комиссии муниципального образования от 8 июля 2015 г. N 15/50.
К участию в проверке в качестве эксперта был привлечён начальник отдела экспертно-криминалистического центра Главного управления МВД России по Красноярскому краю А. квалификация которого подтверждена свидетельством на право производства почерковедческих экспертиз.
По результатам проверки 215 подписей признаны недействительными по различным основаниям, предусмотренным пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, что отражено в итоговом протоколе проверки подписных листов от 3 августа 2015 г.
В частности, на основании заключения эксперта А.:
- 7 подписей избирателей признаны недействительными в связи с тем, что даты их внесения проставлены не избирателями;
- 155 подписей признаны недействительными в связи с тем, что данные об избирателях внесены в подписные листы не самими избирателями и не лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, включая одну подпись избирателя, не обладающего активным избирательным правом.
На основании официальной справки отдела Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю в городе Ачинске и Ачинском районе от 31 июля 2015 г. недействительными признаны 77 подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, включая 17 подписей, признанных недействительными по тому основанию, что данные об избирателях внесены в подписной лист не самими избирателями и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 6 августа 2015 г. решением избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинска Красноярского края N 27/91 отказано в регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России в связи с тем, что достоверными и действительными признаны лишь 243 подписи избирателей, которых недостаточно для регистрации списка кандидатов.
Не согласившись с данным решением, уполномоченный представитель избирательного объединения Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России Седов В.С. обжаловал его в избирательную комиссию Красноярского края.
Решением избирательной комиссии Красноярского края от 19 августа 2015 г. N 155/1392-6 жалоба Седова В.С. была удовлетворена, указанное решение отменено и на комиссию возложена обязанность в срок не позднее 21 августа 2015 г. принять решение о регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого указанным избирательным объединением.
21 августа 2015 г. своим решением комиссия муниципального образования вновь отказала в регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты по указанному избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Красноярское краевое отделение политической партии коммунистическая партия Коммунисты России, в связи с недостаточностью количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.
При рассмотрении дела в судебном заседании Красноярского краевого суда с участием прокурора прокуратуры Красноярского края, представителей избирательных объединений, представителей избирательных комиссий были исследованы подписные листы, которые проверялись в установленном порядке экспертом криминалистического центра Главного управления МВД России по Красноярскому краю, заключение которого согласуется с официальными сведениями Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю в г. Ачинске и Ачинском районе от 31 июля 2015 г.
В результате, суд пришел к выводу, что основания, по которым подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ; достоверными могут быть признаны подписи 242 избирателей (в итоговом протоколе проверки подписных листов от 3 августа 2015 г. указано "243") из 457 представленных подписей, которых недостаточно для регистрации списка кандидатов в депутаты.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия эксперта криминалистического центра не соответствовали закону, необоснован, поскольку пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Разрешая дело, суд установил, что, отменяя решение избирательной комиссии муниципального образования от 6 августа 2015 г., избирательная комиссия Красноярского края в решении от 19 августа 2015 г. N 155/1392-6 сослалась на то, что при повторной проверке подписных листов недействительной была признана лишь 31 подпись избирателя.
Между тем Избирательной комиссией Красноярского края к участию в повторной проверке подписных листов эксперт не привлекался, а заключение эксперта А. о том, что данные о 155 избирателях внесены в подписные листы не самими избирателями и не сборщиками подписей, было полностью проигнорировано.
При этом судом обоснованно признаны несостоятельными объяснения, данные в судебном заседании представителями Избирательной комиссии Красноярского края о том, что в сведениях об этих избирателях содержатся явные технические ошибки, вследствие чего их подписи должны признаваться достоверными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм избирательного законодательства.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что избирательной комиссией Красноярского края при принятии решения от 24 августа 2015 г. нарушены требования статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, поскольку акт, принятый комиссией, не мотивирован, причины, по которым избирательная комиссия Красноярского края признает незаконными выводы избирательной комиссии муниципального образования, не указаны.
Вывод суда правомерно также мотивирован тем, что, принимая решение об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты, избирательная комиссия муниципального образования обоснованно руководствовалась требованиями подпункта "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в силу которого недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации списка кандидатов, является основанием отказа в регистрации списка кандидатов. Вывод избирательной комиссии муниципального образования о том, что для регистрации списка кандидатов предоставлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, основан на нормах закона и подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия считает верным суждение суда о том, что, возлагая на избирательную комиссию муниципального образования обязанность в срок не позднее 21 августа 2015 г. принять решение о регистрации общетерриториального списка кандидатов, избирательная комиссия Красноярского края, принимая решение от 19 августа 2015 г. N 155/1392-6, в нарушение пункта 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ действовала в нарушение федерального законодательства.
При рассмотрении дела в апелляционной инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для отмены решения Красноярского краевого суда, которым обоснованно удовлетворено заявление избирательного объединения Ачинское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене решения Избирательной комиссии Красноярского края от 24 августа 2015 г. N 157/1465-6.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 28 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Красноярское краевое отделение Политической партии коммунистическая партия Коммунисты России - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 сентября 2015 г. N 53-АПГ15-48
Текст определения официально опубликован не был