Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-94
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе ОАО "Гипроцветмет" и ОАО "Институт "Гинцветмет"
на решение Московского городского суда от 25 мая 2015 года, которым отказано в удовлетворении ОАО "Гипроцветмет" и ОАО "Институт "Гинцветмет" требований об оспаривании пункта 722 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2013 года N 772-ПП, и пункта 2123 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики развития города Москвы Карасевой И.В., заключение прокурора Засеевой Э.С., полагавшей, решение законным и обоснованным поэтому не подлежащим отмене Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 года" (далее - постановление N 772-ПП) определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64-О налоге на имущество организаций" (далее - перечень).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "64"
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление N 700-ПП) определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
ОАО "Гипроцветмет" и ОАО "Институт "Гинцветмет", являясь собственниками нежилых помещений в здании с кадастровым номером 77:02:0022005:1011307, общей площадью 74531 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, улица Академика Королева, дом 13, строение 1, обратились в суд с заявлениями о признании недействующими приложения к постановлению N 772-ПП в части включения в строку 722 указанного здания и приложения N 1 к постановлению N 700-ПП в части включения этого же здания в строку 2123, в обоснование указав на то, что включение здания в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку здание не обладает признаками административно-делового или торгового центра, и нарушает права и законные интересы ОАО "Гипроцветмет" и ОАО "Институт "Гинцветмет" в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 25 мая 2015 года в удовлетворении заявления ОАО "Гипроцветмет" и ОАО "Институт "Гинцветмет" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Гипроцветмет" и ОАО "Институт "Гинцветмет" просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Москвы и прокуратурой города Москвы поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Между тем по настоящему делу обстоятельств, при наличии которых нормативный правовой акт в оспариваемой части может быть признан недействующим, не имеется.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
В отношении отдельных объектов налоговая база недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года введён налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 77:02:0022005:11, расположенный по адресу: город Москва, улица Академика Королева, 13, строение 1, занятый зданием с кадастровым номером 77:02:0022005:1011 общей площадью 74 531 кв.м., на дату принятия оспариваемых постановлений имел вид разрешённого использования: использование территории под эксплуатацию встроенных офисных помещений (площадь 1100 кв.м.) и помещений выставки-продажи (площадь 571 кв.м.); использования территории под эксплуатацию встроенных помещений научно-исследовательского, проектного и конструкторского института; использования территории под эксплуатацию встроенных помещений научно-исследовательского института, использования территории под эксплуатацию помещений научно-исследовательского института; эксплуатации помещений столовой.
ОАО "Гипроцветмет" является собственником расположенных в указанном здании нежилых помещений общей площадью 11 847,9 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0022005:1307; ОАО "Институт "Гинцветмет" - собственником нежилых помещений площадью 38 625,2 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0022005:1308.
Согласно акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 6 ноября 2014 года N 9024203 под офисы в указанном здании используются 49,22% общей площади здания, 25,94% - учебно-научные помещения, 21,23% - торговые площади, 2,94% - помещения общего пользования, 1,07 - помещения общественного питания.
Следовательно, указанное здание обладает признаками объектов, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, включение здания с кадастровым номером 77:02:0022005:1011, расположенного по адресу: город Москва, улица Академика Королева, 13, строение 1, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год и последующие налоговые периоды, в полной мере согласуется с приведенными выше нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Гипроцветмет" и ОАО "Институт "Гинцветмет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-94
Текст определения официально опубликован не был