Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 5-АПГ15-42
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" на решение Московского городского суда от 23 апреля 2015 года об отказе в удовлетворении его заявления об установлении кадастровой стоимости здания равной рыночной стоимости и возложении обязанности внести изменённые сведения в государственный кадастр недвижимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., пояснения представителя ОАО "Аремэкс" Бакицкой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Вэйн К.В., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" (далее - ОАО "Аремэкс"), являясь собственником нежилого здания площадью 5011,7 кв.м, с кадастровым номером 77:05:0003006:1036, расположенного по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 79, корпус 2, обратилось в Московский городской суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости в размере 362 434 576 рублей, с 1 января 2014 года, возложении обязанности на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменённые сведения в государственный кадастр недвижимости.
Заявление мотивировано тем, что указанное здание является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2014 год. Установленная на 1 января 2013 года кадастровая стоимость здания в размере 591 428 110 рублей 92 копейки значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушается право общества на уплату экономически обоснованного налога на имущество.
Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Управление Росреестра по Москве возражали против заявленных требований.
Решением Московского городского суда от 23 апреля 2015 года ОАО "Аремэкс" в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Аремэкс", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления.
В силу пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены не только собственником объекта оценки, но и иными лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определённой стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки. Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ёё итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отражённых в отчёте.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что отчёт об оценке не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и федеральным стандартам оценки.
С выводами суда согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость принадлежащего заявителю нежилого здания определена в результате массовой государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2013 года и составляет 591 428 110 рублей 92 копейки.
Согласно отчёту об оценке, составленному ООО "Эксперт" от 5 ноября 2014 года N 84/14, рыночная стоимость здания по состоянию на 1 января 2013 года составила 362 434 576 рублей (без НДС).
Оценка стоимости объекта произведена оценщиком имеющим базовое высшее образование, договор (полис) обязательного страхования ответственности оценщика N ... от 15 января 2014 года, выдан ОАО "АльфаСтрахование"; оценщик является членом некоммерческого партнёрства "Межрегиональный союз оценщиков", рег. N 1170 от 7 марта 2014 года.
Содержание отчёта, вопреки выводам суда, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик в целом придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёт базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, что подтверждается имеющимися в настоящем деле свидетельством о государственной регистрации права серия ... от 27 ноября 2006 года, кадастровым паспортом здания от 11 декабря 2014 года N ..., поэтажными планами с экспликацией по состоянию на 5 октября 2006 года, договором долгосрочной аренды земельного участка N ... от 27 декабря 1996 года; в отчёте приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценка проведена по результатам личного осмотра оценщиком объекта оценки; использование затратного, доходного и сравнительного подходов к оценке не противоречит федеральному законодательству; итоговая рыночная стоимость установлена на основании расчёта стоимости; расчёты, проведённые в рамках затратного, доходного и сравнительного подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2013 года; согласование результатов отражает адекватность и точность применения каждого из подходов; оценка произведена на основе анализа рынка земельных участков г. Москвы, а также ценообразующих факторов, оказывающих существенное влияние на стоимость объекта оценки; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов оценки сравнения; корректировки в отчёте приведены по всем значимым группам элементов сравнения.
Утверждения представителей Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы и Управления Росреестра по Москве о несоответствии отчёта требованиям федеральных стандартов основаны на предположениях, каких-либо доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение приведённые в отчёте выводы оценщика, заинтересованными лицами в суд не представлено; ходатайств о назначении экспертизы с целью выявления иной рыночной стоимости объекта оценки, не заявлено.
Таким образом, данными о том, что рыночная стоимость нежилого здания площадью 5011,7 кв.м., с кадастровым номером 77:05:0003006:1036, расположенного по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 79, корпус 2, является иной, суд не располагает.
Очевидно, что при таких обстоятельствах, оснований для вывода о недостоверности отчёта об определении рыночной стоимости данного объекта оценки у суда первой инстанции не имелось.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 23 апреля 2015 года отменить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 5011,7 кв.м, с кадастровым номером 77:05:0003006:1036, расположенного по адресу: город Москвы, Варшавское шоссе, дом 79, корпус 2 в размере его рыночной стоимости 362 434 576 рублей, определённой по состоянию на 1 января 2013 года.
Дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве 20 ноября 2014 года.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 5-АПГ15-42
Текст определения официально опубликован не был