Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2015 г. N 10-АПГ15-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Николаевой О.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области и филиала федерального государственной бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кировской области на решение Кировского областного суда от 25 марта 2015 года, которым удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Вятская недвижимость" и общества с ограниченной ответственностью "Топливные ресурсы" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционных жалоб представителя общества с ограниченной ответственностью "Вятская недвижимость" Мячина Д.О. и представителя общества с ограниченной ответственностью "Топливные ресурсы" Колегова Д.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Вятская недвижимость" и общество с ограниченной ответственностью "Топливные ресурсы" являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером 43:22:330201:126, площадью 1 572 541 м2, расположенного по адресу: Кировская область, Омутнинский район, Восточное городское поселение, а также собственниками зданий, сооружений и строений, распложенных на этом земельном участке.
Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт 17 декабря 2013 года, относится к землям специального назначения и имеет вид разрешённого использования для эксплуатации зданий.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с постановлением правительства Кировской области от 9 ноября 2009 года N 29/385, которым утверждён средний уровень кадастровой стоимости земель специального назначения по муниципальным образованиям Кировской области, и составляет 56 768 730,10 рублей.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО "Топливные ресурсы" 13 января 2015 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, а затем вместе с ООО "Вятская недвижимость" в суд с заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере 11 978 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 17 декабря 2013 года.
Решением Кировского областного суда от 25 марта 2015 года заявленное ООО "Вятская недвижимость" и ООО "Топливные ресурсы" требование удовлетворено.
В апелляционных жалобах Управление Росреестра по Кировской области и филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Кировской области, не считая себя заинтересованными лицами по настоящему делу, просят решение суда отменить или изменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 43:22:330201:126 исчисляется исходя из его кадастровой стоимости на основании Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области, утверждённого постановлением Правительства Кировской области от 24 декабря 2013 года N 241/295.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчёт об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчёта об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчёта на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признаётся экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Как следует из материалов дела, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 43:22:330201:126 по состоянию на 17 декабря 2013 года в размере 11 978 000 рублей определена оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр комплексной оценки "Независимая экспертиза" В. в отчёте от 24 декабря 2014 года N ..., который согласно экспертному заключению экспертного совета межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - некоммерческое партнёрство "Общество профессиональных экспертов и оценщиков" от 29 декабря 2014 года N ... соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ООО "Вятская недвижимость" и ООО "Топливные ресурсы" рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 43:22:330201:126 лежит на заинтересованных лицах.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 43:22:330201:126, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере заинтересованными лицами не представлено, суд принял правильное решение об удовлетворении заявления ООО "Вятская недвижимость" и ООО "Топливные ресурсы".
Доводы апелляционных жалоб о том, что Управление Росреестра по Кировской области и филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Кировской области не являются заинтересованными лицами по настоящему делу, на правильность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не влияют и основаны на неверном толковании норм процессуального права. Данным доводам судом дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований не усматривает.
Установление решением суда рыночной стоимости земельного участка заявителей прав и обязанностей названных заинтересованных лиц не нарушает.
Других доводов, которые могли бы служить поводом к отмене обжалуемого решения суда, апелляционные жалобы Управления Росреестра по Кировской области и филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Кировской области не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 25 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области и филиала федерального государственной бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2015 г. N 10-АПГ15-5
Текст определения официально опубликован не был