Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СПЕЦПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению функционирования и поддержки работоспособности подсистем системы обеспечения безопасности информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (СОБИ ЕАИС ТО), обеспечивающих защиту информации в каналах связи (шифр СОБИ-Сеть") (номер извещения 0173100001515000055) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1. В описание закупки отсутствует наименование программного и аппаратного обеспечения, на базе которого построены подсистемы СОБИ-Сеть ЕАИС ТО, количество экземпляров ПО, количество аппаратно-программных комплексов, устройств, серверов, и их местоположение с указанием конкретного количества в том или ином таможенном органе, что не позволяет определить потребность Заказчика, сформировать ценовое предложение и подать заявку на участие в Конкурсе.
2. Конкурсная документация не содержит ограничения в части наличия у участников лицензии (ФСТЭК, ФСБ) при этом форма по заполнению заявок предусматривает внесение соответствующей информации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 01.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 17 875 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 28.07.2015.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещение о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
1) По мнению Заявителя, в конкурсной документации отсутствует наименование программного и аппаратного обеспечения, на базе которого построены подсистемы СОБИ-Сеть ЕАИС ТО.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что указанный вопрос освящен в рамках ответа на запрос разъяснения 15.07.2015 N РД1, в соответствии с которым:
"Структура подсистем СОБИ ЕАИС ТО, указанных в п.1.2.1. Технического задания части В
а) подсистема межсетевого экранирования СОБИ ЕАИС ТО (далее - ПМЭ) построена на базе межсетевых экранов ССПТ-2;
б) подсистема криптографической защиты информации, передаваемой по магистральным каналам Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) таможенных органов (далее - ПКЗИ) построена на базе аппаратно-программных комплексов шифрования "Континент";
в) подсистема обнаружения компьютерных атак СОБИ ЕАИС ТО построена на базе средств обнаружения вторжений "Аргус".
Комиссией установлено, что Конкурсная документация не содержит информации о программном обеспечении, на базе которого работает СОБИ-Сеть ЕАИС ТО.
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком разместившего на Официальном сайте разъяснение положений Конкурсной документации, изменяющее суть Конкурсной документации, нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в Конкурсной документации описание объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации не указано количество экземпляров ПО, количество аппаратно-программных комплексов, устройств, серверов.
На Заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в СОБИ ЕАИС ТО входят более 150 единиц серверного оборудования, более 300 программно-аппаратных комплексов. Программные компоненты СОБИ эксплуатируются на автоматизированных рабочих местах всех должностных лиц таможенных органов (более 45 000). Характеристики программных, аппаратных и программно-аппаратных средств соответствуют требованиям производителей базовых компонентов СОБИ. Участники закупки могут ознакомится с перечнем поставленных технических средств и их характеристиками в соответствии с запросом участника Закупки в адрес Заказчика, с письменным обращением на основании которого осуществляется ознакомление с Техническим проектом на территории Заказчика.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации не установлено местоположение таможенных органов, в которых необходимо выполнение работ.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что пунктом 1.3 раздела В Конкурсной документации установлен перечень объектов таможенных органов в рамках которых необходимо выполнение работ.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено ограничение в части наличия у участников закупки перечня необходимых лицензий (ФСТЭК, ФСБ) для выполнения работ по обслуживанию систем информационной безопасности Заказчика, при этом форма по заполнению заявок предусматривает внесение соответствующей информации.
В Соответствии, с Разделом 3 Конкурсной Исполнитель должен соответствовать в том числе приказу ФСБ России от 09 февраля 2005 года N 66 "Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)", а так же Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Пунктом 8 Анкеты 3 установлено, что при необходимости Участник заполняет Сведения о выданных участнику конкурса лицензиях, необходимых для выполнения обязательств по государственному контракту.
Представители Заказчика пояснили что заполнение пункта 8 Анкеты 3 Конкурсной документации необходимо исключительно при наличии установления требований в Конкурсной документации к Участнику Закупки.
Вместе с тем, указанные требования к участнику закупки Конкурсной документацией не установлены. Таким образом Комиссия приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 30%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 30%). "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%).
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится на основании информации, представленной участниками Конкурса в заявке на участие в Конкурсе по следующим показателям:
Наименование показателя |
Сведения и документы, которые могут быть представлены участником закупки в подтверждение представленной информации |
Содержание показателя в количествен-ном выражении (единица измерения) |
Значимость показателя (%) |
Коэффициент значимости показателя |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
Копии исполненных контрактов с приложением актов сдачи-приемки выполненных работ за последние три года |
Количество исполненных контрактов в соответствии с представ-ленными актами сдачи-приемки выполненных работ за последние три года (штук). |
80 |
0,8 |
Квалификация специалистов в области защиты информации в автоматизированных системах и вычислительных сетях |
Копии дипломов о высшем образовании специалистов в области защиты информации в автоматизирован-ных системах |
Количество представлен-ных документов (штук). |
20 |
0,2 |
Количество баллов, присуждаемых по каждому из показателей (НЦБi) определяется по формуле:
# ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не содержит определения сопоставимости и аналогичности работ, подлежащих оценке в заявках участников Конкурса.
Так же, Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок":
"Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Качество работ будет оцениваться на основании предлагаемых по форме 4 Участника закупки работ с точки зрения достижения наилучшего результата и качества выполняемых работ.
Оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми Участниками закупки.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей
Оценка заявки происходит по формуле:
НЦБ2 = (С1 + С2),
где НЦБ2 - процент, присуждаемый i-ой заявке,
С1, С2 , - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по каждому показателю.
Максимальное количество баллов - 100.
Количество установленных показателей - 2.
С1 - показатель описания комплекса работ для i-ой заявки, показывает степень соответствия описания состава и качества выполняемых работ, предложенных по форме 4 i-тым Участником закупки, составу и качеству работ, указанных в Технических требованиях (описание) к объекту закупки (максимально 40 баллов). Для оценки заявок участников закупки используется следующая шкала оценок:
Мнение члена комиссии |
Принимаемая оценка |
Не приемлемо |
0 |
Приемлемо |
10 |
Удовлетворительно |
20 |
Хорошо |
30 |
Отлично |
40 |
С2 - значение показателя описания процесса выполнения комплекса работ по обеспечению функционирования и поддержки работоспособности подсистемы анализа и расследования инцидентов информационной безопасности системы обеспечения безопасности информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (СОБИ ЕАИС ТО) (шифр "СОБИ-Анализ"), включая основные принципы исполнения заявок в соответствии с присвоенным приоритетом, указанного в Технических требованиях (описание) к объекту закупки (максимально 60 баллов). Для оценки заявок участников используется следующая шкала оценок:"
Мнение члена комиссии |
Принимаемая оценка |
Не приемлемо |
0 |
Приемлемо |
15 |
Удовлетворительно |
30 |
Хорошо |
45 |
Отлично |
60 |
Таким образом, Комиссией установлено, что утвержденная Заявителем Конкурсная документация не содержит значимости для выше указанных показателей критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установленный в Конкурсной документации не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участнику закупки в своих заявках для получения оценки по указанному критерию.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СПЕЦПРОЕКТ" обоснованной в части опубликования на Официальном сайте Заказчиком разъяснения, изменяющего суть Конкурсной документации, а так же описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 23.07.2015 N К-885/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2015 г. N К-885/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был