20.11.2014 ночью в сложных метеорологических условиях в районе посадочной площадки "Новоликеево" (Нижегородская область) произошла катастрофа вертолета AS-350B3 RA-04032 ООО "НаноСтройИнвест".
В результате авиационного происшествия командир воздушного судна (далее - КВС) и четыре пассажира погибли.
Из заключения комиссии по расследованию авиационного события:
"Наиболее вероятной причиной катастрофы вертолета AS-350B3 RA-04032 явилась потеря КВС контроля за параметрами полета (в первую очередь за высотой) при выполнении захода на посадку ночью, в условиях ограниченной видимости и низкой облачности, не соответствующих метеоминимуму КВС для полетов по правилам визуальных полетов (далее - ПВП).
Способствующими факторами могли явиться:
- недостатки в анализе метеоусловий со стороны КВС при принятии решения на вылет, что привело к необходимости перехода на полет по правилам полетов по приборам (далее - ППП), к которым КВС и вертолет не были допущены, для "пробивания" облачности при заходе на посадку;
- малый опыт полетов КВС на данном типе воздушного судна (далее - ВС), что, при наличии особенностей конструкции шкалы барометрического высотомера (нуль внизу прибора), установленного на RA-04032, и отсутствии на борту радиовысотомера могло привести к возникновению "иллюзии" наличия достаточного запаса высоты при снижении и поиске наземных ориентиров".
В ходе расследования авиационного события было установлено, что в пилотское свидетельство КВС внесена отметка о допуске к эксплуатации вертолета AS-350B3e без прохождения переподготовки на вертолет AS-350B3.
В нарушение требований статьи 126 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, КВС совершил влет в контролируемое воздушное пространство без разрешения органов ОВД и совершил пролет через запретные зоны UUR353 и UUR367.
При расследовании авиационного события были выявлены нарушения требований Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 132 (далее - ФАП-132), выразившиеся в выдаче Дальневосточным МТУ Росавиации в апреле 2014 года сертификата летной годности вертолета AS-350B3 RA-04032 без учета ограничений Карты данных Сертификата типа N СТ107-350.
Вертолет AS-350B3 RA-04032, серийный номер 3805, не отвечал требованиям к типовой конструкции, установленной документом N 350ABN0100, издание G (приложение 1 к Карте данных Сертификата типа N СТ107-350):
серийный номер 3805 не входил в перечень серийных номеров, одобренных пунктом 2.2.1 документа N 350ABN0100, издание G;
указатель разворота по факту был установлен на правой приборной панели, а согласно одобренной конфигурации должен был располагаться на левой приборной панели.
Данные факты не были учтены Центром по сертификации объектов гражданской авиации ООО "Дальцентравиа" при выдаче заключения по оценке соответствия вертолета установленным требованиям.
Аналогичные нарушения при выдаче сертификатов летной годности (без учета требований Карты данных Сертификата типа воздушного судна) ранее отмечались по результатам расследований аварии вертолета AS-350B2 RA-04106 19.04.2010 и катастрофы вертолета AS-355N RA-04109 20.01.2011.
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с вертолетом AS-350B3 RA-04032 приведена в Окончательном отчете на официальном сайте МАК в сети Интернет: www.mak.ru/russian/investigations/2014/report_ra-04032.pdf.
В соответствии с пунктом 2.10.5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609 (далее - ПРАПИ-98), и подпунктами 5.4.6 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
до 21.09.2015 изучить настоящий приказ и повторно изучить приказы Росавиации от 06.12.2010 N 532 "Об авиационном происшествии с вертолетом AS-350B2 RA-04106" и от 09.12.2011 N 756 "Об авиационном происшествии с вертолетом AS-355N RA-04109" со специалистами отделов поддержания летной годности воздушных судов, обратив их внимание на выявленные при расследовании авиационного события нарушения при выдаче сертификатов летной годности;
провести проверку соблюдения требований ФАП-132 при выдаче сертификатов летной годности вертолетов моделей AS350, ЕС130 в части соблюдения ограничений Карты данных Сертификата типа N СТ107-350 и документа N 350ABN0100 (приложение к Карте данных). О результатах проверки и принятых мерах доложить в Управление поддержания летной годности воздушных судов Росавиации до 05.10.2015;
организовать надлежащий контроль за полнотой и качеством выполнения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям в соответствии с пунктами 10,12 и 13 ФАП-132;
заявки, поступившие в МТУ Росавиации на проведение оценки соответствия воздушных судов требованиям ФАП-132, в ООО "Дальцентравиа" не направлять.
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатантам вертолетов с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 10 тонн:
с командно-летным, инспекторским, инструкторским и техническим составом, членами летных экипажей изучить настоящий приказ и Окончательный отчет по результатам расследования катастрофы с вертолетом AS-350B3 RA-04032, размещенный на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет;
обратить внимание пилотов АОН, выполняющих полеты в воздушном пространстве класса "G", на необходимость контроля достоверности сведений и правильной оценки метеорологической информации по маршруту полета для принятия решения на вылет.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 11 сентября 2015 г. N 587 "О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом AS-350B3 RA-04032"
Текст приказа официально опубликован не был