Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2015 г. N 67-АПГ15-52
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Хаменкова В.Б. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Леоненко М.В.
на решение Новосибирского областного суда от 16 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 23 от 28 июля 2015 года N 8/14 о регистрации Манцурова А.Н. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Леоненко М.В. - Владимировой В.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Манцурова А.Н. - Горшениной Ю.Б. и Коваленко А.С., представителя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 23 Волкова А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 9 июня 2015 года N 119 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области.
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 29 мая 2015 года N 66/508-5 полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 23 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области возложены на территориальную избирательную комиссию Заельцовского района города Новосибирска.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 23 от 28 июля 2015 года Манцуров А.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23.
Леоненко М.В., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата Манцурова А.Н., ссылаясь на то, что регистрация данного кандидата произведена с нарушением действующего законодательства, так как при своем выдвижении он предоставил в избирательную комиссию недостоверные сведения о принадлежащем ему имуществе, а также не представил в окружную избирательную комиссию необходимые для регистрации документы: протокол об итогах сбора подписей избирателей и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в машиночитаемом виде.
В своем заявлении Леоненко М.В. также указал, что избирательная комиссия приняла от кандидата Манцурова А.Н. избыточное число подписей, превышающее максимальное количество.
Считал, что в подписных листах данного кандидата имеются неоговоренные исправления в сведениях о сборщике: в папке N 1 лист 13 и 19, в папке N 3 лист 14, 21, 26, 28, а в папке N 5 лист 19 подписи 2 неверно указан год в дате внесения подписи избирателя, в связи с чем полагает, что 68 подписей избирателей являются недействительными.
Леоненко М.В. ссылался также на нарушение Манцуровым А.Н. порядка оформления подписных листов, полагая, что не соответствует требованиям избирательного законодательства отсутствие в подписном листе сведений о номере созыва Совета депутатов г. Новосибирска, а также исполнение сведений о фамилии, имени, отчестве кандидата Манцурова А.Н. посредством штампа.
Решением Новосибирского областного суда от 16 августа 2015 года в удовлетворении заявления Леоненко М.В. отказано.
В апелляционной жалобе Леоненко М.В. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в силу положений, установленных подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 названного Закона также является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 29 мая 2015 года N 66/511-5 установлено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23 количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимое для регистрации кандидата, составляет 1807, максимальное количество подписей, которые могут быть представлены кандидатом в избирательную комиссию, - 1987.
Судом установлено, что 19 июля 2015 года Манцуровым А.Н. в избирательную комиссию представлены документы, необходимые для его регистрации кандидатом в депутаты, включая подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей, из которого следует, что представлены 5 папок из 254 листов, содержащих 1987 подписей избирателей.
Протокол содержит сведения по каждой папке, в том числе о количестве листов и подписей избирателей. При этом в описи не были учтены 17 вычеркнутых подписей избирателей. Тем самым кандидат фактически исключил их из числа представляемых в избирательную комиссию подписей, что полностью соответствует положениям пункта 4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, проверяя подписи данного кандидата, избирательная комиссия правомерно не учитывала вычеркнутые подписи.
Согласно ведомости проверки подписных листов и итогового протокола проверки подписных листов от 28 июля 2015 года, из представленных и проверенных 1987 подписей избирателей количество достоверных подписей составило 1842, количество недостоверных (недействительных) подписей - 145, что в процентном соотношении к числу проверенных подписей составило 7,3%.
Учитывая наличие необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, 28 июля 2015 года избирательная комиссия приняла решение N 8/14 о регистрации Манцурова А.Н. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва.
Суд первой инстанции, проверяя и оценивая доводы заявителя, пришел к выводу о том, что нарушений избирательного законодательства при представлении в избирательную комиссию сведений, в том числе о принадлежащем ему имуществе, кандидатом Манцуровым А.Н. не допущено, равно как и не было допущено нарушений требований в отношении представления необходимого количества достоверных подписей избирателей.
По результатам проверки подписей избирателей суд установил, что недействительными являются 165 подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Манцурова М.В. (с учетом 145 подписей, признанных таковыми избирательной комиссией), что в процентном соотношении к числу проверенных подписей составляет 8,3%.
Установив, что общее количество представленных Манцуровым А.Н. достоверных подписей является достаточным для регистрации указанного лица в качестве кандидата в депутаты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов заявителя, оспаривающего законность его регистрации.
Судебная коллегия соглашается с проведенной судом оценкой оспариваемых заявителем подписей, при этом отмечает, что приведенные в апелляционной жалобе подписи избирателей не обладают признаками недостоверных и недействительных подписей, как на это ошибочно ссылается заявитель.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о недействительности подписей ввиду наличия в них неоговоренных исправлений в сведениях о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей: в папке N 1 лист 18; в папке N 3 листы 14, 18, 21, 26.
Обстоятельства, связанные с обнаружением указанных исправлений, были подробно исследованы судом, который, исходя из достаточной совокупности относимых и допустимых доказательств, пришел к правильному выводу о том, что указанные исправления внесены в подписные листы кандидата Манцурова А.Н. неустановленными лицами, после их представления в избирательную комиссию, в связи с чем оснований для признания данных подписей недействительными не нашёл.
Указанные обстоятельства заявителем не были опровергнуты и в ходе апелляционного рассмотрения дела.
Также являются верными выводы суда, признавшего необоснованными доводы заявителя о нарушении избирательной комиссией при регистрации кандидата Манцурова А.Н. требований части 1 статьи 43 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области", которым установлена обязанность представления кандидатом в избирательную комиссию протокола об итогах сбора подписей избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в машиночитаемом виде.
Судом достоверно установлено и заявителем не опровергнуто, что названные документы были представлены в избирательную комиссию 22 июля 2015 года, то есть значительно ранее даты регистрации кандидата Манцурова А.Н., что свидетельствует об отсутствии предусмотренного подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания для отказа в его регистрации в качестве кандидата.
Таким образом, в апелляционной жалобе заявителя не содержится доводов, которые опровергали бы выводы суда по установленным обстоятельством данного дела, в связи с чем оснований для отмены судебного решения Судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 16 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леоненко М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2015 г. N 67-АПГ15-52
Текст определения официально опубликован не был