В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Департамент научно-технической политики и инноваций Минобрнауки России рассмотрел в части своей компетенции поставленные в обращении вопросы, волнующие представителей учреждений Российской академии наук и сообщает.
Министерством проводится работа по совершенствованию механизмов реализации государственной научно-технической политики, принятою мер, направленных на поддержку фундаментальных к прикладных научных исследований, в том числе на стимулирование инновационной деятельности, а также мер, которые улучшат условия работы учёных и научных коллективов, будут способствовать привлечению и закреплению в сфере науки молодых научных и научно-педагогических кадров.
В настоящее время разработан проект постановления Правительства Российской Федерации об увеличении размеров стипендий для аспирантов и докторантов.
Учитывая возможности федерального бюджета и с учетом того, что в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах возможность увеличения стипендиального фонда определена с 1 сентября 2011 года, Министерством предложено поэтапное повышение стипендий аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждении высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций.
На первом этапе, с 1 сентября 2011 г., с целью индексации стипендий с учетом уровня инфляции за период 2006-2010 годов предлагается увеличить размер стипендии до 2,5 тыс. рублей для аспирантов и до 4 тыс. рублей для докторантов.
На втором этапе, с 1 сентября 2012 года, в качестве отправной точки для определения размера стипендий предлагается выбрать величину прожиточного минимума для трудоспособного населения по Российской Федерации. Предлагается поднять размер стипендий аспирантов и докторантов, подготавливающих диссертации по наиболее востребованным специальностям, определенным в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации и приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: для аспирантов - до 6 тыс. рублей, для докторантов до 10 тыс. рублей.
Министерство информирует, что в соответствии с пунктом 60 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27 марта 1998 года N 814, ректоры высших учебных заведений и руководители научных учреждений, организаций могут устанавливать надбавки к стипендиям аспирантов без ограничения их предельных размеров. Использование этого механизма также позволяет решать вопросы материального стимулирования аспирантов, проявивших особые способности в области научных исследований.
Также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. N 182 "О стипендиях Президента Российской Федерации для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования" размер стипендии аспирантам увеличен с 3000 рублей до 4500 рублей.
Существенным элементом в повышении эффективности работы аспирантур и докторантур наряду с улучшением стипендиального обеспечения станет увеличение срока обучения в аспирантуре (адъюнктуре) по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук. Соответствующий проект федерального закона внесен Минобрнауки России в июне 2010 года в Правительство Российской Федерации.
С целью увеличения количества ставок для приема на работу в Российскую академию наук и ее региональных отделений молодых ученых па 1000 единиц Министерство письмом от 11 мая 2010 г. N ВМ-700/04 направило в адрес Минфина России заявку о выделении дополнительного финансирования Российской академии наук в 2010 году в сумме 600,0 млн. рублей с необходимыми расчетами и обоснованиями, подготовленными Российской академией наук.
Наряду с этим Министерство письмом от 16 августа 2010 г. N ВМ-1160/02 представило в Минфин России предложения по дополнительной потребности РАН и ее региональных отделений в бюджетном финансировании на 2011-2013 годы на указанные цели (2011 г. - 600,0 тыс. рублей, 2012 г. - 600,0 тыс. рублей, 2013 г. - 600,0 тыс. рублей).
Что касается вопросов финансирования РФФИ и РГНФ па 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, то Минобрнауки России разделяет высказанную в обращении озабоченность научного сообщества в отношении наметившейся тенденции снижения финансирования фондов.
В рамках процесса формирования проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов Минобрнауки России представило предложения о выделении дополнительных ассигновании для этих фондов.
Минобрнауки России с учетом опыта реализации ФЦП и основываясь на предложениях научной общественности неоднократно поднимало вопрос о необходимости устранения противоречий, связанных с размещением государственного заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В настоящее время совместно с Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменении в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд". Законопроектом государственному заказчику предоставляется право устанавливать дополнительные квалификационные требования к участникам конкурса па право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что позволит выделить наиболее квалифицированные коллективы для участия в конкурсе.
В части академического сектора одной из основных является проблема законодательного обеспечения правового статуса государственных академий наук и их подведомственных организации.
На решение указанной проблемы направлен разработанный Минобрнауки России проект федерального закона "О внесении изменении в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академии наук и подведомственных им организаций".
Указанным законопроектом определяются организационно-правовые формы государственных академий наук государственные бюджетные учреждения, а также подведомственных академиям организаций государственные бюджетные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия. Кроме того, вносятся изменения в статью 120 ГК РФ, согласно которым в случаях и в порядке, предусмотренных законом, государственные академии наук, являющиеся бюджетными учреждениями вправе от имени собственника создавать соответствующие их уставным целям и задачам другие государственные бюджетные учреждения и государственные унитарные предприятия.
В соответствии с положениями послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года Минфином России с участием Минобрнауки России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности" (далее - законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации.
|
А.В. Наумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2010 г. N 04-98 "Об обращении представителей учреждений РАН"
Текст письма официально опубликован не был