Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 41-АПГ15-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Корчашкиной Т.Е., судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр "Форум" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе заявителя на решение Ростовского областного суда от 27 января 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр "Форум" (далее - общество, ООО "Бизнес-центр "Форум") обратилось в Ростовский областной суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), об установлении кадастровой стоимости принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0021902:0062 и 61:44:0021905:74, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2007 г., в размере 13 987 000 руб. и 4 548 000 руб. соответственно на период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г.
К участию в деле привлечены Правительство Ростовской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области) и Администрация г. Ростова-на-Дону.
Решением Ростовского областного суда от 27 января 2015 г. в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "Бизнес-центр "Форум", ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Правительством Ростовской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Бизнес-центр "Форум" принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 61:44:0021902:62 общей площадью 3 559 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Первомайский р-н, ул. Менжинского, 2л (далее - земельный участок N 1), и земельный участок с кадастровым номером 61:44:0021905:74 общей площадью 706 кв.м, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Первомайский р-н, ул. 50-летия Ростсельмаша, 2-6/22, что подтверждается выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 декабря 2014 г.
В соответствии с имеющимися в деле кадастровым паспортом от 5 марта 2009 г. земельного участка N 1 и кадастровой выпиской о земельном участке N 2 от 31 мая 2013 г. их кадастровая стоимость составляет 42 070 120,43 руб. и 11 428 791,54 руб. соответственно.
Общество, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как плательщика земельного налога, обратилось в суд с указанным выше заявлением.
В обоснование уточненных требований ООО "Бизнес-центр "Форум" предоставило отчет от 3 декабря 2014 г. N 056/0 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества - земельных участков N 1 и 2, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Профессиональные экспертные технологии", согласно которому рыночная стоимость земельных участков N 1 и 2 по состоянию на 1 января 2007 г. составляет 13 987 000,0 руб. и 4 548 000,0 руб. соответственно.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость земельных участков N 1 и 2 определена по состоянию на 1 января 2007 г. на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 г. N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", вступившим в силу 1 января 2009 г. (далее - Постановление от 28 апреля 2008 г. N 212).
Государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены Постановлением от 28 апреля 2008 г. N 212, проводилась и была завершена до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), которым введена в действие глава III.1 Закона об оценочной деятельности.
На момент рассмотрения дела в суде постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 г. N 778 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г. Постановление от 28 апреля 2008 г. N 212 признано утратившим силу.
Учитывая названные обстоятельства, суд пришел к выводу, что поскольку на момент рассмотрения дела в суде утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г., а положения статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции от 22 июля 2014 г. не применяются к правоотношениям по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков N 1 и 2, установленной на основе результатов предыдущей государственной кадастровой оценки, утвержденных по состоянию на 1 января 2007 г., то права общества не затронуты оспариваемой кадастровой стоимостью указанных земельных участков.
С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования поименованного федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ).
Правительство Российской Федерации постановлением от 8 апреля 2000 г. N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющие, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и его территориальных органов - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и его территориальных органов, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Роснедвижимостью государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ относятся к процедурным вопросам принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости и составления отчёта об определении кадастровой стоимости, экспертизы такого отчёта, утверждения результатов определения кадастровой стоимости и не касаются вопросов оспаривания кадастровой стоимости в суде путём установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, при пересмотре судом кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении этого участка рыночной стоимости подлежат применению положения Закона об оценочной деятельности в редакции, действующей на момент рассмотрения дела в суде, в том числе и в случаях, когда результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены до принятия Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ.
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит основания для оставления заявления без рассмотрения ввиду следующего.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
В соответствии с указанной статьей решения Комиссии могут быть оспорены в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если такое заявление не рассмотрено Комиссией в течение месяца с даты его поступления.
Таким образом, названным федеральным законом в отношении данной категории дел для юридических лиц установлен досудебный порядок урегулирования спора.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Бизнес-центр "Форум" не соблюден установленный Законом об оценочной деятельности такой досудебный порядок.
Сведения о соблюдении указанного порядка не приведены обществом при подаче заявления в суд, к заявлению не приложены соответствующие подтверждающие документы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ судья возвращает заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора.
В соответствии с абзацем вторым статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.
Поскольку заявителем не соблюден установленный Законом об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора об установлении рыночной стоимости земельного участка, оснований для принятия такого заявления и рассмотрения его по существу с вынесением решения у суда не имелось.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" содержится разъяснение о том, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абзац второй-шестой статьи 222 ГПК РФ).
Таким образом, решение суда подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм процессуального права, на основании статьи 330 ГПК РФ с оставлением заявления ООО "Бизнес-центр "Форум" без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 220, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
отменить решение Ростовского областного суда от 27 января 2015 г.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр "Форум" оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий |
Корчашкина Т.Е. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 41-АПГ15-17
Текст определения официально опубликован не был