Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 53-АПГ15-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Меркулова В.П. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Ростомашвили" на решение Красноярского краевого суда от 14 января 2015 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления Совета администрации Красноярского края от 30 сентября 2003 г. N 281-П "О государственном регулировании торговых надбавок (наценок) к ценам на товары народного потребления, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Правительства Красноярского края и Губернатора Красноярского края Русанова В.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 сентября 2003 г. Советом администрации Красноярского края принято постановление N 281-П "О государственном регулировании торговых надбавок (наценок) к ценам на товары народного потребления, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов" (далее - Постановление), текст которого был опубликован в печатном издании "Красноярский рабочий" 07 октября 2003 г. N 148.
Пунктом 2 этого Постановления утверждён Перечень товаров народного потребления, реализуемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, на которые осуществляется государственное регулирование торговых надбавок (далее - Перечень) (приложение 1), для всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм, в который вошли: молоко цельное, молочный напиток, молоко сухое, масло сливочное, масло подсолнечное отечественного производства, макаронные изделия отечественного производства, мука пшеничная, колбасы вареные первого сорта, консервы молочные (молоко цельное сгущенное с сахаром), консервы мясные (говядина тушеная, свинина тушеная), рыба мороженая неразделанная (кроме ценных пород), крупы (рис шлифованный, пшено, гречневая-ядрица, овсяная (геркулес), перловая), сахар-песок, овощи и фрукты свежие (картофель, капуста белокочанная, морковь, лук репчатый, свекла столовая, яблоки, апельсины), соль поваренная пищевая без добавок, яйца куриные; школьно-письменные принадлежности (тетради, ручки, карандаши, линейки, угольники, транспортиры, счетные палочки, пеналы).
Пунктом 3 Постановления установлены предельные торговые надбавки к ценам на товары народного потребления, входящие в данный перечень (согласно приложению 2), независимо от числа посредников (с учётом налога на добавленную стоимость). Указанные предельные надбавки установлены для отдельных районов (городов) края в размере от 30% до 45%, независимо от числа посредников, в том числе снабженческо-сбытовая надбавка - 15% (с учетом НДС).
ООО "Ростомашвили" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 2 и 3 Постановления и приложений 1 и 2 к нему, ссылаясь на их противоречие статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми государственное регулирование цен на товары, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных уровней органами государственной власти) может осуществляться только на основании федеральных законов.
По мнению заявителя, устанавливая в Постановлении предельные торговые надбавки к ценам на товары народного потребления, не предусмотренные федеральным законом, орган государственной власти Красноярского края вышел за пределы своей компетенции и нарушил права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Красноярского краевого суда от 14 января 2015 года в удовлетворении заявления ООО "Ростомашвили" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Ростомашвили" просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Ростомашвили" требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о соответствии оспоренного в части нормативного правого акта действующему законодательству.
Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, а также пересматривать их по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен (тарифов).
Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации принято постановление от 07 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым право вводить государственное регулирование цен на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, путем установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 55 пункта 2 статьи 26.3).
Высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края на день принятия оспариваемого акта являлся Совет администрации края (пункт 1 статьи 64 Устава Красноярского края от 29 февраля 1996 г.). В настоящее время таким органом является Правительство Красноярского края (пункт 1 статьи 97 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 г.).
Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав вышеприведённые нормы права, пришёл к правильному выводу о том, что Постановление, которым установлены предельные торговые надбавки к ценам на отдельные виды товаров народного потребления, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, принято уполномоченным органом государственной власти края и в пределах его компетенции, при этом оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы об обратном строятся на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут являться основанием для отмены постановленного судом решения.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 14 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Ростомашвили" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 53-АПГ15-28
Текст определения официально опубликован не был