Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 74-АПГ15-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петрова Н.М. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1248-3 N 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" по апелляционной жалобе Петрова Н.М. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., пояснения представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1248-3 N 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон PC (Я) опубликован 20 декабря 2013 г., 25 декабря 2013 г. и 29 марта 2014 г. в печатных изданиях "Ил Тумэн", N 52, "Якутские ведомости", N 190-199, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 18, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", 2013 год, N 4 соответственно.
Частью 1 статьи 2 приведённого закона установлено, что на территории Республики Саха (Якутия) розничная продажа алкогольной продукции допускается только в специализированных стационарных торговых объектах по розничной продаже алкогольной продукции.
Петров Н.М. обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей приведённой нормы, полагая, что оспариваемое предписание необоснованно устанавливает ограничения для покупателей, в том числе и для него, в выборе магазинов, осуществляющих реализацию необходимой продукции, чем созданы препятствия по приобретению такой продукции, что данное положение принято с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также противоречит требованиям части 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статьям 5, 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Петров Н.М. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, Законодательным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействующими оспариваемых норм регионального закона.
При этом суд обоснованного руководствовался Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), который устанавливает правовые основы в названной сфере общественных отношений, а также определяет цели государственного регулирования: защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности перечисленной продукции, нужд потребителей в ней, контроль за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из названного федерального закона и иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
В статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающей особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абзац второй пункта 5).
Приведённые законоположения подтверждают правильность вывода суда первой инстанции о том, что Закон PC (Я) принят Законодательным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) во исполнение предписаний Федерального закона N 171-ФЗ и в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Правомерным является заключение суда также о несостоятельности утверждений заявителя и о соответствии оспариваемых положений, согласно которым розничная продажа алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия) допускается только в специализированных стационарных торговых объектах, требованиям федерального законодательства, поскольку Законодательным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в данном случае установлено дополнительное ограничение условий (обстоятельств, от которых зависит наступление конкретного события) продажи алкогольной продукции.
Доводы, приведённые в апелляционной жалобе, аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, не согласиться с ней у Судебной коллегии по административным делам оснований нет.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Корчашкина Т.Е. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 74-АПГ15-7
Текст определения официально опубликован не был