С целью содействия организации межведомственного взаимодействия в субъектах Российской Федерации по исполнению абзаца четвертого подпункта "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обучения взрослого населения Минобрнауки России информирует.
В Санкт-Петербурге с 23 по 30 апреля 2014 года проводится Международная акция "Неделя образования взрослых-2014" по теме "Становление культуры обучения на протяжении всей жизни", направленная на объединение усилий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в решении задач развития образования взрослого населения в период социально-экономических преобразований (приложение N 1).
В рамках данного мероприятия Минобрнауки России проводит совещание-семинар на тему "Обучающийся регион - развитие образовательного потенциала взрослых на протяжении всей жизни". Предлагаю направить для участия в совещании-семинаре представителей, курирующих в субъекте Российской Федерации вопросы обучения взрослого населения, и реализацию комплекса мер (плана мероприятий, "дорожной карты") по увеличению к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы".
Информацию об участнике и описание опыта ("кейс") передовой практики региона по организации обучения взрослого населения по различным направлениям прошу представить до 21 марта 2014 г. по форме согласно приложению N 2 в установленном порядке и по адресам электронной почты: ninalitvinova@mail.ru, d06@mon.gov.ru, shmelkova@mon.gov.ru. Контактные телефоны: (495)-629-88-43, Попова Наталья Сергеевна; (495)-629-76-21, Шмелькова Лариса Витальевна.
Минобрнауки России также направляет для использования в работе методические рекомендации по поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни (приложение N 3), подготовленные по итогам всероссийского конкурса региональных образовательных практик "Информационные технологии для старшего поколения", организованного Экспертным центром электронного государства. Прошу довести рекомендации до сведения заинтересованных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Дополнительную информацию по проведению Международной акции "Неделя образования взрослых-2014" можно получить у организаторов акции по телефону: 8 (921) 404-56-04 и по адресу электронной почты: ninalitvinova@mail.ru, Литвинова Нина Петровна.
Приложение: на 24 л. в электронном виде
|
А.А. Климов |
Приложение N 3
Методические рекомендации
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"*(1) органы исполнительной власти всех уровней к 2018 году должны обеспечить доступность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме для 70% граждан России.
Треть населения России - люди старше пятидесяти лет, и, как утверждают социологи, только 23% хотя бы раз заходили во всемирную сеть*(2).
По данным исследования общественного мнения по развитию в России электронного правительства, проведенного ВЦИОМ*(3) вместе с Экспертным центром электронного государства, почти половина россиян старшего возраста, не использующих современные технологии, в качестве основных причин называют их недоступность, непривычность и сложность.
Ликвидация компьютерной неграмотности людей старшего возраста для обеспечения равных возможностей доступа к информационным технологиям независимо от возраста и региона проживания, приобрела важнейшее значение в связи с введением "электронного правительства" и оказания государственных услуг через Интернет*(4).
Включение пожилых людей в образовательный процесс, обучение их компьютерной грамотности помогает им в самореализации, адаптации к современным условиям жизни и включению в информационное общество, расширяет их кругозор, сферы общения, возможности для продления трудовой и активной жизнедеятельности, что оказывает положительное влияние на повышение качества их жизни.
За счет комплексного взаимодействия власти, бизнеса, общественных организаций, добровольческих молодежных движений и СМИ необходимо создать систему массового бесплатного обучения пенсионеров основам работы в сети Интернет, в том числе обращению в органы власти в электронном виде и получения электронных государственных услуг.
В качестве основы могут быть использованы методики, получившие одобрение экспертного сообщества в рамках всероссийского конкурса региональных образовательных практик "Информационные технологии для старшего поколения", организованного Экспертным центром электронного государства.
Данные методические рекомендации подготовлены Экспертным центром электронного государства и ФГАУ "Федеральный институт развития образования".
Примерные мероприятия плана по поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни
Для организации обучения старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни в регионе должен быть составлен план мероприятий, в котором следует предусмотреть:
мероприятия, направленные на разработку нормативных актов,
организационные мероприятия,
мероприятия, направленные на мониторинг и контроль,
расчет финансового обеспечения выполнения плана.
План может быть составлен на ближайший год или на более длительный период. В ходе исполнения план целесообразно дополнять и корректировать по мере реализации отдельных положений и возникновения новых задач. Целесообразно включить в план следующие мероприятия:
Стартовое социологическое исследование, мониторинг СМИ, фокус-группы, опросы (уличные, телефонные, поквартирные) с целью определения уровня потребностей в мероприятиях по поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни.
Определение круга партнеров, в который могут входить региональные отделения общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России", региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, отделения ОАО "Сбербанк России", сети филиалов ФГУП "Почта России", общество "Знание", крупные телекоммуникационные компании, волонтеры молодежных общественных организаций, организации высшего образования, дополнительного профессионального образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, библиотеки, региональные отделения "Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов" и другие некоммерческие организации и бизнес-структуры субъектов Российской Федерации.
Выявление круга лиц из числа пенсионеров и формирование актива для организации интерактивных форм обучения, развития групп самообучения, клубных форм.
Подготовка преподавателей-тренеров для проведения занятий с пожилыми людьми по выбранной из лучших практик или разработанной в регионе программе "Основы компьютерной грамотности и электронное правительство".
Поиск помещений в городах и районах для занятий с пенсионерами по обучению компьютерной грамотности.
Организация совместной деятельности волонтеров среди молодежи и пожилых людей в освоении новых форм и методов общения разных поколений через обучение компьютерной грамотности.
Разработка и тиражирование методики специальных, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для лиц пожилого возраста (далее - программы, программы обучения).
Разработка обучающих пособий на основе лучших учебных практик и распространение среди пожилых людей информационно-методических материалов, дающих базовые навыки работы с персональным компьютером и информационными ресурсами.
Использование бесплатных компьютерных консультационных центров для людей старшего возраста.
Организация сети дополнительных компьютерных консультационных центров "шаговой доступности" в регионах.
Оповещение старшего поколения о возможности обучения использованию информационных технологий и сети интернет (через газеты, радио, объявления в местах, часто посещаемых пенсионерами).
Непрерывный мониторинг, включающий в себя электронное тестирование, электронное анкетирование, онлайн-консультирование, электронный сбор данных.
Примерное содержание обучения
Материалы, представленные в лучших практиках обучения компьютерной грамотности, могут быть использованы для организации обучения в любом субъекте Российской Федерации для организации работы с людьми пожилого возраста. Для этого необходимо дополнить их разделом, обучающим слушателей региональной специфике получения электронных услуг и иной информации на региональных порталах органов власти.
В программы обучения лиц пожилого возраста информационно-коммуникационным технологиям целесообразно включить следующие примерные темы:
1. Вводное адаптационное занятие по преодолению психологических барьеров пожилых людей в работе с компьютером и сетью Интернет.
2. Базовые умения работы на персональном компьютере (ПК).
Устройство ПК.
Техника безопасности при работе с ПК.
Включение и выключение ПК. Устройства ввода. Клавиатура и мышь.
Внешние носители информации. CD/DVD, USB-флэш, SD/micro SD-карты памяти, запись информации и просмотр.
Использование принтера, сканера, web-камеры.
3. Операционная система. Пользователь. Рабочий стол. Папки и файлы.
Операционные системы - особенности, сходства и различия (выбор конкретных операционных систем, программного обеспечения и др. должен определяться совместно с обучающимися с учетом реально используемого программного обеспечения).
Меню, "пуск", профиль пользователя, рабочий стол, всплывающие окна, подсказки, настройка, использование специальных возможностей.
Управление папками и файлами, структура информации.
Создание личной папки. Удаление и переименование файлов.
Установка и удаление программ, платные и бесплатные версии программного обеспечения, ярлыки, типы файлов.
Ошибки и сбои в работе. Вирусы, антивирусные программы.
4. Основы работы с офисными приложениями:
Знакомство с продуктами MS Office.
Текстовый редактор, создание, удаление текстового файла, набор, сохранение, печать текстовой информации.
Работа с изображениями, прослушивание аудио- и просмотр видеофайлов.
5. Базовые умения работы в сети Интернет:
Что такое Интернет, доменные имена .ru, .com, .рф, и др.
Подключение к сети Интернет.
Основы использования браузера, типы браузеров.
Адреса web-сайтов, простейшая навигация.
Безопасность в сети Интернет, спам, мошенничество, ложные ссылки и реклама.
Поиск в сети Интернет.
Бесплатная почта. Создание собственного почтового ящика. Настройки почты.
Мобильный интернет, загрузка полезных приложений и сервисов.
6. Технологии электронного правительства и информационного общества.
Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Официальные сайты региональных органов власти и органов местного самоуправления, региональный портал и этапы оказания госуслуг: регистрация, подача заявления, запись в очередь на посещение, оплата, информирование, обжалование.
Электронные приемные по работе с обращениями граждан.
Сервисы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Электронная подпись, универсальная электронная карта, электронный паспорт.
7. Использование возможностей сети Интернет в повседневной жизни:
Поиск и покупка товаров и лекарств.
Оплата жилищно-коммунальных услуг через Интернет.
Электронная запись к врачу.
Новостные ленты, виртуальные музеи и библиотеки.
Полезные сервисы: погода, телепрограмма, расписание автобусов, online-переводчик и т.д.
Программы для общения - ICQ, Skype.
Социальные сети, форумы, блоги (регистрация, настройка профиля, поиск и добавление друзей, и другие возможности).
Интернет-страницы по интересам.
Для определения первоначального уровня слушателей рекомендуется провести анкетирование. Примерная анкета предварительного тестирования приведена в Приложении. В Учебно-тематическом плане необходимо учесть два уровня подготовленности слушателей: не имеющих опыта работы на компьютере и тех, кто уже знаком с компьютером и возможностями сети Интернет и желает улучшить свои знания.
Рекомендуемая общая продолжительность программы обучения составляет 72 академических часа (академический час составляет 45 минут). Можно комбинировать блоки и изменять их продолжительность в зависимости от уровня подготовленности слушателей. По окончании каждого раздела целесообразно проводить промежуточное тестирование. Распределение часов по темам представлено в таблице 1.
Таблица 1
Наименование раздела |
Продолжительность (академических часов) |
Кол-во аудиторных часов/часов самостоятельной работы |
Примечание |
1. Вводное адаптационное занятие |
2 |
2/0 |
|
2. Базовое владение компьютером |
12 |
8/4 |
Кол-во часов может быть изменено в зависимости от степени подготовленности группы |
3. Операционная система. Пользователь. Рабочий стол. Папки и файлы |
12 |
8/4 |
Кол-во часов может быть изменено в зависимости от степени подготовленности группы |
4. Основы работы с офисными приложениями |
10 |
6/4 |
|
5. Базовые умения работы в сети Интернет |
14 |
10/4 |
|
6. Технологии электронного правительства и информационного общества |
12 |
8/4 |
|
7. Использование возможностей Интернета в повседневной жизни |
8 |
4/4 |
|
8. Итоговое тестирование |
2 |
2/0 |
|
Итого по программе |
72 |
48/24 |
|
Организация образовательного процесса
Обучение должно проводиться в компьютерных классах, рассчитанных на 10-15 рабочих мест, из расчета 1 компьютер на одного или двух слушателей. Класс должен иметь рабочее место преподавателя, оснащённое компьютером, подключённым к мультимедиапроектору и большому экрану. Персональные рабочие места должны быть оборудованы мониторами, желательно не менее 17", должны быть предусмотрены клавиатура и внешняя мышь, использование touch pad не рекомендуется. Требования к материально-техническому обеспечению носят рекомендательный характер и определяются с учетом реальных условий и конкретной программы.
Рекомендуется проводить обучение в компьютерных классах образовательных организаций, где помимо сервисов питания, гардероба может быть обеспечена помощь медицинского персонала. Возможна организация занятий на базе общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, территориальных органов и центров социального доступа и обслуживания, а также в библиотеках, советах ветеранов и клубах по интересам.
При распределении слушателей в группы необходимо учитывать наличие дома у каждого слушателя в группе компьютера, подключённого к сети Интернет. При отсутствии у ряда слушателей возможностей самостоятельной работы дома, для них необходимо формировать отдельные (возможно реже формируемые) группы со 100% объемом аудиторных занятий и поддержкой самостоятельных занятий непосредственно в компьютерном классе. Однако стоит отметить, что такая форма занятий менее эффективна с точки зрения результативности обучения. Необходимо сочетание аудиторных и домашних самостоятельных занятий.
Наиболее эффективными признаются две модели: по одному человеку на одно рабочее место и по два человека на одно рабочее место. У каждой модели есть свои преимущества.
Один слушатель за одним компьютером - модель с очевидно высокой результативностью за счет времени проведенного каждым слушателем за выполнением упражнений и отработкой навыков. Действительно необходимо отметить, что результат обучения и, как следствие, умение пожилых людей по итогам обучения самостоятельно пользоваться компьютером и сервисами сети Интернет зависит от того, насколько им удастся самостоятельно потренироваться во время обучения.
Модель "два слушателя на одно рабочее место" сокращает время, проведенное пользователем за компьютером, в два раза по сравнению с первой моделью, но в то же время снижает страх нахождения "один на один с компьютером". В ситуации, когда за компьютером два человека, они помогают друг другу снять психологические барьеры, а порой быстрее и точнее выполняют задания, учась друг у друга.
Методические материалы и особенности работы преподавателей
Требования к преподавателям.
Преподавателям, реализующим программу обучения, необходимо понимание значимости социального проекта обучения пожилых людей компьютерной грамотности. Целесообразно использовать следующие принципы набора преподавателей для обучения лиц старшего возраста:
желание работать с людьми старшего поколения;
профессионализм, умение объяснить доступным языком сложные технические понятия;
доброжелательность, терпимость, желание найти подход к каждому слушателю.
Наиболее эффективно осуществлять набор преподавателей на конкурсной основе, обеспечив достойную оплату. Вместе с тем, привлечение студентов или волонтёров на добровольной основе, может помочь в освоении новых форм и методов общения разных поколений через обучение компьютерной грамотности. Однако, оперирование сложной лексикой, отсутствие достаточного терпения в работе с возрастной группой слушателей, может сказаться на усвоении материала.
Преподаватели должны быть обеспечены методической поддержкой, иметь возможность пройти повышение квалификации.
Так, в Ярославской области для педагогических работников разработана дополнительная профессиональная программа "Методика обучения компьютерной грамотности социально незащищенных слоев населения" продолжительностью 16 часов, в которую включены модули, содержащие вопросы андрогогики, герогогики, психологии и методики преподавания пожилым людям.
Требования к учебным пособиям.
Программа обучения должна быть обеспечена методическими материалами для преподавателей, учебными и раздаточными материалами для слушателей. Учебное занятие рекомендуется сопровождать демонстрационными материалами.
Всех слушателей программы необходимо обеспечить учебными пособиями, адаптированными для лиц старшего возраста. Желательно, чтобы учебное пособие учитывало возрастные особенности обучающихся: было напечатано крупным шрифтом, на плотной бумаге, с полноцветными иллюстрациями, наглядными схемами и инструкциями, изложенными в диалоговом стиле. Рекомендуется учебное пособие сопровождать рабочей тетрадью для выполнения заданий по результатам каждого занятия. Учебное пособие и рабочая тетрадь должны быть индивидуальными и оставаться у слушателя после окончания обучения. Использование электронной формы учебника для людей с низкой компьютерной грамотностью не рекомендуется, из-за низкой эффективности работы с таким типом учебника.
При обучении людей старшего поколения необходимо руководствоваться следующими принципами организации учебного процесса:
ориентация на потребности слушателя;
обучение в форме диалога;
последовательность и преемственность содержания обучения;
обучение в деятельности;
работа в команде и малых группах.
Подбирать задания для обучающих материалов рекомендуется не только по теме занятия, но и исходя из интересов пожилых слушателей, например, написание заявления на перерасчёт пенсии, оформление поздравительной открытки для родственников.
Поддержка слушателей
Особое внимание следует уделить организации внеаудиторной работы со слушателями. Процесс адаптации к новым интернет-технологиям пожилых людей протекает достаточно медленно, поэтому важным этапом в организации обучения является предоставление возможности пожилым слушателям своевременного получения ответов на возникающие вопросы и решения возникающих проблем.
В качестве средств поддержки слушателей могут быть использованы:
дополнительные консультации по обсуждению возникающих вопросов;
специализированные группы в социальных сетях;
форумы на Интернет-сайте образовательной программы;
общение с преподавателями посредством электронной почты.
Рекомендуется комплексный подход к организации внеаудиторной поддержки слушателей, чтобы слушатель имел возможность выбрать наиболее удобную форму взаимодействия.
Работа со слушателями в социальных сетях позволяет охватить большую аудиторию, отслеживать социальную активность слушателей, предоставляет возможность не только получить ответ на интересующий вопрос, но и возможность пообщаться с другими слушателями, обрести новых знакомых, начать делиться полученным опытом.
Помимо прочего внеаудиторная работа позволяет закреплять и развивать полученные навыки, получать обратную связь, отслеживать приоритеты слушателей, определять слабые стороны программы обучения.
Организация обратной связи со слушателями
Определение качества проводимого обучения, эффективности работы преподавателей невозможно без выстроенной системы обратной связи со слушателями. В связи с чем, рекомендуется сопровождать программу обучения лиц старшего возраста комплексом мер, обеспечивающих постоянную обратную связь. К таким мерам можно отнести анкетирование слушателей по окончании учебной программы, проведение открытых семинаров и мастер-классов, где слушатели могут получить ответы на интересующие вопросы и высказать свое мнение. Для сбора откликов по программе можно использовать специализированный почтовый ящик, Интернет-сайт программы обучения, группы в социальных сетях. К мероприятиям обеспечения обратной связи можно отнести телефонные опросы, независимую экспертизу. Но какой бы комплекс мер ни был принят в регионе, их необходимо осуществлять на постоянной основе. По результатам анализа собранной информации принимаются решения об организации обучения в сельских поселениях, расширении спектра учебных программ, создании мобильных учебных классов, выбору преподавательского состава, о необходимости внесения изменений в содержание программы и объём обучения.
Показателями оценки качества программы обучения могут быть:
удовлетворенность слушателей полученными знаниями и умениями;
удовлетворенность слушателей процессом обучения;
интерес к самостоятельному пользованию ПК;
отношение к пожилому человеку - слушателю курсов в процессе обучения.
Включаясь в образовательный процесс, пожилой человек стремится занять в нем активную позицию. С одной стороны, он всегда внутренне реагирует на предлагаемое содержание обучения. В отличие от ребенка взрослый обычно не склонен имитировать интерес и включенность в занятие, если таковые отсутствуют. Напротив, зачастую он стремится публично выразить свое несогласие или протест преподавателю и аудитории. Не меньше, чем учебная информация, пожилому человеку бывают интересны преподаватели и соученики в личностном и индивидуальном плане. Поэтому обучение пенсионеров должно предполагать создание атмосферы партнерства, взаимопомощи и поддержки.
Оценка эффективности работы по обучению информационной грамотности
Оценка результатов работ по обучению информационной грамотности проводится по следующим критериям:
наличие в субъектах Российской Федерации нормативной базы в части повышения доступности для граждан старшего поколения образовательных программ по работе на персональном компьютере и в сети Интернет;
количество фактически обученных людей старшего возраста;
качество полученных знаний (для совершенствования методической базы);
количество зарегистрированных на порталах госуслуг из числа прошедших обучение.
Показателями качества обучения по программе могут быть приращения в следующих уровнях:
уровень навыков взаимодействия с компьютером;
уровень навыков использования программных средств;
уровень навыков использования возможностей сети Интернет;
уровень навыков соблюдения мер безопасности при работе с информацией на компьютере и в сети Интернет;
уровень навыков работы с официальными ресурсами органов власти и порталах государственных услуг.
Популяризация программ обучения
В продвижении программ обучения важен комплексный подход в реализации. Необходимо задействовать различные информационные каналы связи с потенциальной аудиторией курсов. Методы продвижения программы могут быть различными. Одним из наименее затратных, но в то же время эффективных методов продвижения программы обучения является распространение объявлений в местах постоянного присутствия целевой аудитории, таких как: ЕИРЦ, органы социальной защиты, поликлиники, муниципалитеты, МФЦ. Для аудитории старшего возраста нужно обязательно подчеркивать, что курсы государственные и бесплатные. Интересным является опыт Тюменской области, где было организовано сотрудничество с Почтой России по распространению листовок с информацией об обучающей программе в момент получения пенсии.
Очень эффективны периодические информационные сообщения в областных и районных средствах массовой информации. Главный принцип использования данного информационного канала, это постоянный выпуск информационных материалов, подогревающий интерес аудитории. Очень эффективны видеосюжеты в новостных программах региона или муниципалитета, в связи с тем, что большинство людей старшего поколения внимательно следят за региональными новостями.
Интересным является опыт Республики Башкортостан в продвижении программы обучения на ежегодном мероприятии, проводимом для лиц пожилого возраста: форум "50 плюс". Оповещение о проведении форума размещается в средствах массовой информации. Проведение форума сопровождается организацией конференций, консультаций, выставок. В рамках проведения форума всех лиц старшего возраста приглашают принять участие в программе обучения.
Эффективным, как со стороны продвижения программы обучения, так и со стороны повышения качества обучения является создание и распространение аудиовидеоуроков. В качестве примера можно привести опыт Нижегородской области, где организована трансляция на региональном телеканале видеокурса "Электронный гражданин Нижегородской области", что позволяет приобщиться к обучению всем желающим, проживающим в районах области.
В Астраханской области выпускается рекламная продукция с логотипом образовательного проекта "Все в сеть!". Настольные и карманные календари, блокноты, записные книжки распространяются среди жителей региона во время проведения областных праздничных мероприятий, социальных акций, форумов, а также в общественных местах - торгово-развлекательных центрах, ярмарках, транспорте.
Главное правило любого продвижения программы обучения состоит в том, что, независимо от выбранных способов популяризации, необходимо иметь гарантированную возможность обеспечить обучение привлеченных пожилых слушателей. Некоторые регионы пошли по пути увеличения мест проведения обучения, организовав классы в муниципальных библиотеках, обеспечив шаговую доступность к курсам лиц пожилого возраста и использование компьютерных классов в качестве электронных читальных залов библиотеки в свободное от занятий время.
Предложения по использованию материалов конкурса
Материалы конкурсных работ могут быть использованы для:
создания оригинальных программ и информационно-методических материалов в субъектах Российской Федерации с учетом уровня потребностей в мероприятиях по поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни и специфики региона;
организации федерального или системы взаимосвязанных региональных информационных ресурсов в сети Интернет, содержащих учебно-методические и другие материалы, посвященные поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни, для тиражирования опыта, полученного в ходе проведения конкурса;
создания терминологического справочника по информационным технологиям и сети Интернет для старшего поколения и лиц с ограниченными возможностями;
подготовки и публикации справочного издания, содержащего перечень и описание ресурсов сети Интернет, предоставляющих услуги в электронном виде, официальных порталов органов государственной власти и социальных служб, а также специализированных ресурсов для людей пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями.
______________________________
*(1) http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1610860
*(2) http://d-russia.ru/konkurs
*(3) http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114515
*(4) http://www.gosuslugi.ru/pgu/cat/STATE_STRUCTURE.html#online
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 февраля 2014 г. N АК-277/06 "Об организации работы по обучению взрослого населения на основе межведомственного взаимодействия"
Текст письма официально опубликован не был