1. Об инструкции и требованиях к составу заявки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что документация о закупке утверждена заказчиком с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы, признала их необоснованными. Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено, что заказчиком в документации не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99. Кроме того, установлено, что документация не содержит инструкции, позволяющей сопоставить требования к товарам с требованиями соответствующих стандартов, при этом инструкция неправомерно обязывает участника закупки указать в заявке сведения о веществах, применяемых при изготовлении товара, используемого при выполнении работ. Выдано предписание о внесении изменений в документацию.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 31.08.2015 N К-1048/15
(номер извещения 0115300020015001073)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. в пунктах N 255, 256 "Светильник уличный консольный" Технического задания документации об Аукционе неправомерно установлено требование по показателям "Мощность" значение "150 Вт" и "250 Вт" соответственно, поскольку указанное требование противоречит положениям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), устанавливающего запрет на производство, импорт, а также продажу с 1 января 2011 г. ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.
2. в проекте контракта не содержатся положения о сроках подписания актов скрытых работ, что является существенным условием контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 07.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.09.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Техническом задании документации об Аукционе по позициям N 255, 256 "Светильник уличный консольный" установлено требование "тип ламп - ДнаТ", в которых используется дуговая натриевая трубчатая лампа, что не является электрической лампой накаливания. Следовательно, по мнению Заказчика, запрет на закупку электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, установленный Законом об энергосбережении, не распространяется на закупку ламп типа ДнаТ.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что пунктами 4 и 3.1.16 проекта контракта указаны условия о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки выполненной работы. Также представители Заказчика пояснили, что акты на скрытые работы входят в состав исполнительной документации (акт КС-2), которая предусмотрена пунктом 3.1.16 проекта контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.21.130 "Работы общестроительные по ремонту мостов, путепроводов, надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад)", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 1 569 093 789 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с проектом контракта документации об Аукционе пункт 3.1.23 подрядчик обязан "Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 20% от цены контракта".
Указанные положения, содержащие фразу "не менее" не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в проекте контракта документации об Аукционе объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 3 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Материалы, используемые при выполнении работы, должны быть новыми, не бывшими в употреблении, сертифицированы, приобретаются и доставляются за счет подрядчика. При выполнении работ подрядчик обязан использовать товары, приобретенные за счет собственных средств у производителей, поставщиков и пр. Качество товаров, используемых при выполнении работ, должно соответствовать требованиям ГОСТ, ТУ, СанПиН и других нормативно-технических документов, в том числе: ГОСТ 3344-83 "Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства"; ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ"; ГОСТ 8736-14 "Песок для строительных работ"; ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня"; ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые"; ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов"; ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие"; ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные"; ГОСТ Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей"; ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные"; ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов"; ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные"; ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций"; ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества"; ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021"; ГОСТ 6465-76 "Эмали Пф-115"; ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев"; ГОСТ 6727-80 "Проволока из низкоуглеродистой стали холоднотянутая для армирования железобетонных конструкций"; ГОСТ 8732-78 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные"; ГОСТ 13580-85 "Плиты железобетонные ленточных фундаментов"; ГОСТ 13015-2012 "Изделия бетонные и железобетонные для строительства; ГОСТ 22689-2014 "Трубы и фасонные части из полиэтилена для систем внутренней канализации. Технические условия"; ГОСТ 10587-84 "Смолы эпоксидно-диановые неотвержденные"; ГОСТ 8728-88 "Пластификаторы"; ГОСТ 18410-73 "Кабели силовые с пропитанной бумажной изоляцией"; ГОСТ 22483-2012 "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров"; ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия"; ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)"; ГОСТ 5578-94 "Щебень и песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов";ГОСТ 26644-85 "Щебень и песок из шлаков тепловых электростанций для бетона"; ГОСТ 103-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой"; ГОСТ 27772-88 "Прокат для строительных стальных конструкций"; ГОСТ 19903-74 "Прокат листовой горячекатаный"; ГОСТ 8731-74 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные"; ГОСТ 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый"; ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения"; ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые"; ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные"; ГОСТ 12820-80 "Фланцы стальные плоские приварные"; ГОСТ Р 53961-2010 "Гидранты пожарные подземные"; ГОСТ 7313-75 "Эмали Хв-785 и лак Хв-784"; ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена"; ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией"; ГОСТ 7006-72 "Покровы защитные кабелей. Конструкция и типы, технические требования и методы испытаний".
При этом пунктом 6 раздела II "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлено, что "Предоставляемые участниками закупки конкретные показатели используемого товара должны соответствовать требованиям ГОСТ согласно пункта 3 Раздела I "Техническое задание (описание объекта закупки)" на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Реконструкция Московского моста с расширением проезжей части до 6 полос, в г. Чебоксары" Технической части документации об электронном аукционе".
Вместе с тем, требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены Приложением N 1 к Техническому заданию на выполнение работ по реконструкции Московского моста с расширением проезжей части до 6 полос в г. Чебоксары.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по реконструкции Московского моста с расширением проезжей части до 6 полос в г. Чебоксары.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем, в пунктах 21, 36, 37, 38, 39, 75, 76, 91, 96, 97, 121, 122, 126, 127, 131, 132, 136, 137, 141, 142, 145, 151, 170, 171, 172, 179, 180, 186, 198, 203, 208, 213, 214, 215 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций" Приложения N 1 к Техническому заданию на выполнение работ по реконструкции Московского моста с расширением проезжей части до 6 полос в г. Чебоксары содержатся избыточные требования к описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Аукционе характеристик товаров, а именно химического состава товара, используемого при выполнении работ.
Учитывая изложенное, инструкция устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 18 Информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование к участникам закупки:
"соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
Свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно перечню, утвержденному приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
3. Земляные работы
3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве
3.3. Разработка грунта методом гидромеханизации
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
4. Устройство скважин
4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин)
4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин
4.4. Тампонажные работы
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
5.1. Свайные работы, выполняемые с земли, в том числе в морских и речных условиях
5.3. Устройство ростверков
5.4. Устройство забивных и буронабивных свай
5.6. Цементация грунтовых оснований с забивкой инъекторов
5.9. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
10.2. Монтаж, усиление и демонтаж конструкций транспортных галерей
10.3. Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций
10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
17. Устройство наружных сетей канализации
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно
20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты
23.32. Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов
29.1. Устройство монолитных железобетонных и бетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов
29.2. Устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов
29.3. Устройство конструкций пешеходных мостов
29.4. Монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов
29.7. Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных
30. Гидротехнические работы, водолазные работы
30.2. Рыхление и разработка грунтов под водой механизированным способом и выдачей в отвал или плавучие средства
30.3. Бурение и обустройство скважин под водой
30.5. Свайные работы, выполняемые в речных условиях с плавучих средств, в том числе устройство свай-оболочек
30.6. Возведение сооружений в морских и речных условиях из природных и искусственных массивов
30.7. Возведение дамб
30.8. Монтаж, демонтаж строительных конструкций в подводных условиях
и (или)
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.2.6. Мосты (большие и средние)
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.7. Объекты водоснабжения и канализации".
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства), нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу необоснованной, признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 30, части 4, 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
2. О Реестре недобросовестных поставщиков.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела обращение с жалобой, мотивированной тем, что Аукционная комиссия по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе приняла неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе по причине нахождения Заявителя в Реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого предусмотрено Законом N 223-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы, признала в действиях Аукционной комиссии нарушение, выраженное в неправомерном отклонении заявки, поскольку Закон N 44-ФЗ не содержит такого основания для отклонения заявки как нахождение участника закупки в Реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого предусмотрено Законом N 223-ФЗ. Предписание не выдано, поскольку по итогам закупки заключен контракт с иным участником.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 14.09.2015 N ВП-48/15
(номер извещения 0195100000215000217)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, которая по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе приняла неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 31.07.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 990,22 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 17.08.2015;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 5 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 2 186 260 рублей;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта 2 186 260 рублей;
9) государственный контракт заключен 03.09.2015.
1. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 18.08.2015 N 0195100000215000217 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе, а именно:
"Несоответствие участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 37 Информационной карты Документации об аукционе в электронной форме, а именно наличие участника аукциона в электронной форме в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (дата внесения в реестр 13.07.2015)".
Пунктом 37 Информационной карты документации об Аукционе установлено:
"Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
На заседании Комиссии установлено, что информация о Заявителе внесена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого предусмотрено Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), при этом, правила ведения реестра недобросовестных поставщиков по Федеральному закону N 223-ФЗ определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Вместе с тем, в соответствии с Законом о контрактной системе осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено ведение двух реестров недобросовестных поставщиков. При этом, согласно части 1.1 статьи 31 Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
Следовательно, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия решила признать действия Аукционной комиссии не соответствующими Закону о контрактной системе, признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. О преференциях.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что заказчик неправомерно установил применение преференций предприятиям уголовно-исправительной системы и организациям инвалидов.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, признала в действиях заказчика нарушения, поскольку преференции для предприятий уголовно - исполнительной системы и организаций инвалидов, установленные в конкурсной документации, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Выдано предписание не учитывать указанные положения документации о закупке при дальнейшем осуществлении закупки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 08.09.2015 N К-1091/15
(номер извещения 0273100000115000140)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт выполнения аналогичных работ" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки".
2. Установленные Заказчиком преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 140 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 08.09.2015.
1. Согласно доводу Заявителя, порядок оценки, установленный Заказчиком в Конкурсной документации по показателю "Опыт выполнения аналогичных работ" критерия "Квалификация участника закупки", не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта. (Значимость критерия: 30%). "Квалификация участника закупки" (Значимость критерия: 70%).
По критерию "Квалификация участника закупки" установлен, в том числе, показатель "Опыт выполнения аналогичных работ", в соответствии с которым: "наличие в составе заявки Участника закупки 2 (двух) и более документально подтвержденных успешно исполненных за последние 2 года, предшествующие сроку окончания подачи заявок, государственных контрактов по созданию программно-аппаратных комплексов видеоконференцсвязи и/или поставке программно-аппаратных комплексов видеоконференцсвязи с государственными заказчиками, имеющими не менее 2000 (двух тысяч) территориально-распределенных территориальных органов и/или структурных подразделений на территории Российской Федерации, каждый государственный контракт стоимостью не менее начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки - 20 баллов*.
Наличие в составе заявки Участника закупки 1 (одного) документально подтвержденного успешно исполненного за последние 2 года, предшествующие сроку окончания подачи заявок, государственного контракта по созданию программно-аппаратных комплексов видеоконференцсвязи и/или поставке программно-аппаратных комплексов видеоконференцсвязи с государственными заказчиками, имеющими не менее 2000 (двух тысяч) территориально-распределенных территориальных органов и/или структурных подразделений на территории Российской Федерации, стоимостью не менее начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки - 10 баллов*.
*Подтверждается документально копиями государственных контрактов, актов сдачи-приемки товаров, выполненных работ, оказанных услуг, представленными участником конкурса в составе Заявки на участие в конкурсе, а также информацией из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru.
Представленные копии государственных контрактов, в отсутствие актов сдачи-приемки товаров/выполненных работ/оказанных услуг, не будут считаться подтверждением наличия у Участника закупки успешно исполненных государственных контрактов. Представленные копии актов сдачи-приемки товаров/выполненных работ/оказанных услуг в отсутствие копий государственных контрактов, не будут считаться подтверждением наличия у Участника закупки успешно исполненных государственных контрактов.
В отсутствии информации из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru представленные контракты не будут учитываться при оценке.
Отсутствие в составе заявки Участника закупки документально подтвержденных успешно исполненных за последние 2 года, предшествующие сроку окончания подачи заявок, государственных контрактов по созданию программно-аппаратных комплексов видеоконференцсвязи и/или поставке программно-аппаратных комплексов видеоконференцсвязи с государственными заказчиками, имеющих не менее 2000 (двух тысяч) территориально-распределенных территориальных органов и/или структурных подразделений на территории Российской Федерации, каждый государственный контракт стоимостью не менее начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки - 0 баллов".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки рассмотрения заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт выполнения аналогичных работ" критерия "Квалификация участника закупки", установленный Заказчиком в Конкурсной документации, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в Конкурсной документации преимущества для предприятий уголовно - исполнительной системы и организаций инвалидов.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Пункт 7 части 3 статьи 49 Закона о контактной системе регламентирует, что в извещении о проведении открытого конкурса указываются, в том числе, преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Согласно части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Согласно пунктам 32, 33 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком устанавливаются следующие преимущества: "Учреждениям и предприятиям уголовно - исполнительной системы - в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере 1 %, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Организации инвалидов - в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере 1 %, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг".
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом закупки является выполнение работ по созданию компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2, ОКПД 72.60.10.
В перечень преференций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2014 N 341 "О порядке предоставления организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта" данные услуги по ОКПД 72.60.10 не включены.
На основании вышеизложенного, преференции для предприятий уголовно - исполнительной системы и организаций инвалидов, установленные в Конкурсной документации, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют пункту 7 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части неправомерного установления в Конкурсной документации преимуществ для предприятий уголовно - исполнительной системы и организаций инвалидов, признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не учитывать положения документации о предоставляемых преимуществах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Так, затронута тема участия субъекта, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков. Отмечено, что Закон о контрактной системе не содержит такого основания для отклонения заявки как нахождение участника закупки в реестре.
Рассмотрена возможность применения к участникам преференций. Предполагается, что их установление правомерно, если, например, речь идет об оценке заявок по показателю "Опыт выполнения аналогичных работ" критерия "Квалификация участника закупки".
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.