Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2015 г. N 91-КГ15-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Назаренко Т.Н. и Юрьева И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Живулы С.Д., Живулы Л.A., Живулы Н.С. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании отказа в признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы незаконным, возложении обязанности признать участниками указанной подпрограммы и оформить государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге
по кассационной жалобе представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Чернова А.А. на постановление президиума Псковского областного суда от 15 мая 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н., выслушав объяснения представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Шиковой Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Живулы С.Д. - Макарука В.П., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Живула С.Д., Живула Л.А., Живула Н.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Живулы Д.С., с учетом уточненных требований обратились в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании за ними права на получение государственного жилищного сертификата, признании отказа в признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы незаконным, возложении обязанности оформить государственный жилищный сертификат. В обоснование требований указали, что в 1999 году Живуле С.Д. в связи с прохождением военной службы была предоставлена служебная квартира в закрытом военном городке пос. ... В 2007 году он, имея выслугу более 12 лет, был досрочно уволен со службы, однако до настоящего времени семья истца проживает в служебной квартире. В 2014 году истцы обратились в Псковское отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, однако решением от 19 марта 2014 г. им было отказано с указанием на несоответствие Живулы С.Д. требованиям, предъявляемым к участникам данной подпрограммы. Истцы полагают, что их право на получение государственного жилищного сертификата возникло ввиду проживания их семьи в военном городке, а общая продолжительность военной службы Живулы С.Д. и основания увольнения с нее для выдачи государственного жилищного сертификата не имеют правового значения.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 2 октября 2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 23 декабря 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением президиума Псковского областного суда от 15 мая 2015 г. решение Псковского городского суда Псковской области от 2 октября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 23 декабря 2014 г. отменены в части отказа в удовлетворении требований о признании за Живулой С.Д. и членами его семьи права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и возложении на территориальное подразделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по признанию их участниками указанной подпрограммы. В данной части вынесено новое решение, которым за истцами признано право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. На отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Псковской области возложена обязанность признать Живулу С.Д., Живулу Л.А., Живулу Н.С., Живулу Д.С. участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы для приобретения жилого помещения на состав семьи из четырех человек в г. Санкт-Петербурге с включением указанных лиц в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. В остальной части судебные постановления оставлены без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Чернов А.А. ставит вопрос об отмене постановления президиума Псковского областного суда, как вынесенного с нарушением требований закона, и оставлении без изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения Псковского областного суда.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н. от 18 августа 2015 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При вынесении оспариваемого судебного постановления такие нарушения норм материального права были допущены судом кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения жилищной комиссии войсковой части 29760 от 24 декабря 1998 г. военнослужащему Живуле С.Д. на состав семьи из трех человек выдан ордер на служебное жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью ... кв.м, жилой площадью ... кв.м, расположенное по адресу: ... (л.д. 13-14).
Согласно выписке из лицевого счета по состоянию на 10 апреля 2014 г. Живула С.Д. и члены его семьи проживают в данном помещении (л.д. 15).
Приказом командира ... дивизии от 29 августа 2007 г. N 014-ПМ Живула С.Д. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (л.д. 10).
Приказом по управлению войсковой части ... от 22 октября 2007 г. N 199 Живула С.Д. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Струго-Красненского района Псковской области (л.д. 11).
На момент увольнения Живула С.Д. имел выслугу 12 лет.
В 2014 году Живула С.Д. обратился в Псковское отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В соответствии с уведомлением Псковского отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 60-32/2014/06 Живуле С.Д. и членам его семьи было отказано в признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации на основании пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в связи с несоответствием Живулы С.Д. требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 данных правил (л.д. 8).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что у Живулы С.Д. и членов его семьи отсутствуют правовые основания для признания их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поскольку в установленном законом порядке Живула С.Д. не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы, по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Также суд указал, что факт проживания Живулы С.Д. и его семьи в военном городке не является самостоятельным основанием для признания их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поскольку у государства перед ними не возникло обязательств по обеспечению жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, согласился с выводами суда первой инстанции.
Президиум Псковского областного суда отменил решение суда и апелляционное определение в части, указав, что выводы судов основаны на неправильном толковании норм материального права. Принимая в отмененной части новое решение, президиум исходил из того, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и продолжительности срока военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов, необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
С выводами суда кассационной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 указанного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу положений абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 Закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Живула Д.С. как военнослужащий, уволенный с военной службы за несоблюдение условий контракта, в установленном законом порядке не был и не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поэтому он не приобрел право быть признанным участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Ссылка президиума Псковского областного суда на то обстоятельство, что проживание определенных категорий граждан-военнослужащих в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов независимо от основания увольнения со службы, продолжительности срока военной службы, нуждаемости в жилых помещениях, основана на ошибочном толковании норм материального права.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что в данном случае не установлено. Требований о выселении из занимаемого жилого помещения к истцам не предъявлено.
Поскольку Живула С.Д. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, не состоял на учете и не был признан нуждающимся в жилых помещениях, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных истцами требований.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем постановление президиума Псковского областного суда подлежит отмене, а решение Псковского городского суда Псковской области и апелляционное определение судебной коллегии Псковского областного суда оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
постановление президиума Псковского областного суда от 15 мая 2015 г. в части отмены решения Псковского городского суда Псковской области от 2 октября 2014 г. и апелляционного определения Псковского областного суда от 23 декабря 2014 г. об отказе в удовлетворении требований о признании за Живулой С.Д., Живулой Л.А., Живулой Н.С. права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и возложении на территориальное подразделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по признанию их участниками указанной подпрограммы и вынесения в данной части нового решения, отменить.
Решение Псковского городского суда Псковской области от 2 октября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 23 декабря 2014 г. в данной части оставить в силе.
В остальной части постановление президиума Псковского областного суда от 15 мая 2015 г. оставить без изменения.
Председательствующий |
Кликушин А.А. |
Судьи |
Назаренко Т.Н. |
|
Юрьев И.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2015 г. N 91-КГ15-2
Текст определения официально опубликован не был