Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 74-АПГ15-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Акционерная компания "Алроса" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя открытого акционерного общества Акционерная компания "Алроса" - Панкратовой С.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Алроса" (далее - общество) обратилось в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 14:14:050091:2, 14:14:050082:22, 14:14:050082:18, 14:14:050082:33, 14:14:050068:4, 14:14:050084:59, 14:14:050083:3, 14:14:050082:17, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в размере: 7 278 000 рублей, 6 831 000 рублей, 100 812 000 рублей, 17 771 000 рублей, 17 686 000 рублей; 1 266 000 рублей, 63 278 000 рублей, 30 261 000 рублей соответственно.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), Администрация муниципального образования "Алданский район", в судебное заседание не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, выслушав представителя участвующего в деле лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Алроса" на основании договоров аренды от 1 января 2013 г., от 22 апреля 2013 г. и от 12 марта 2014 г., заключенных с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 14:14:050091:2, площадью 6884 кв.м, 14:14:050082:22, площадью 6005 кв.м, 14:14:050082:18, площадью 125429 кв.м, 14:14:050082:33, площадью 18506 кв.м, 14:14:050068:4, площадью 18408 кв.м, 14:14:050084:59, площадью 1210 кв.м, 14:14:050083:3, площадью 75309 кв.м, 14:14:050082:17, площадью 33407 кв.м.
Согласно кадастровым справкам от 26 марта 2015 г. кадастровая стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 14:14:050091:2 - 11 726 894 рублей; с кадастровым номером 14:14:050082:22 - 33 473 311,20 рублей; с кадастровым номером 14:14:050082:18 - 213 668 301,50 рублей; с кадастровым номером 14:14:050082:33 - 31 524 971 рублей; с кадастровым номером 14:14:050068:4 - 31 358 028 рублей; с кадастровым номером 14:14:050084:59 - 2 061 235 рублей; с кадастровым номером 14:14:050083:3 - 128 228 881,50 рублей; с кадастровым номером 14:14:050082:17 - 56 908 824,50 рублей.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. по состоянию на 1 января 2012 г.
Обществом соблюден досудебный порядок рассмотрения спора путем обращения в соответствующую комиссию.
В обоснование своих требований обществом представлен отчёт об оценке от 26 мая 2015 г. N 163, выполненный закрытым акционерным обществом "Северо-Восточная риэлторская компания", согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2012 г. определена в размере: с кадастровым номером 14:14:050091:2 - 7 278 000 рублей; с кадастровым номером 14:14:050082:22 - 6 831 000 рублей; с кадастровым номером 14:14:050082:18 - 100 812 000 рублей; с кадастровым номером 14:14:050082:33 - 17 771 000 рублей; с кадастровым номером 14:14:050068:4 - 17 686 000 рублей; с кадастровым номером 14:14:050084:59 - 1 266 000 рублей; с кадастровым номером 14:14:050083:3 - 63 278 000 рублей; с кадастровым номером 14:14:050082:17 - 30 261 000 рублей.
На отчет получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет от 4 июня 2014 г. N 1905/2014.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отчет составлен на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков - 1 января 2012 г., соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждает рыночную стоимость земельных участков.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254 отчёт об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральный стандарт оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО N 1).
Как следует из отчета, оценщик применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, в качестве аналогов экспертом выбраны объекты сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки. На различия между объектами оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки.
Судом первой инстанции установлено, что отчёт об оценке является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость. Оценщиком дана характеристика объектов оценки с учетом локальных особенностей их расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на их стоимость.
При рассмотрении апелляционной жалобы судебной коллегией установлено, что оценщиком проанализированы необходимые составляющие, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки. При этом в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельных участков.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что рыночная стоимость объектов оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) не является заинтересованным лицом по делу, основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих данные правоотношения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 74-АПГ15-23
Текст определения официально опубликован не был