Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 69-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е., Абакумовой И.Д.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Орион"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Орион"
на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Общества с ограниченной ответственностью "Орион" Чурмановой А.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - ООО, общество) обратилось в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46, площадью 24 863 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, в западном промрайоне по ул. Автомобилистов, д. 3, относящегося к землям населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования - под котельную, мазутное хозяйство и здание очистных сооружений ливневых стоков, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года в размере 19 507 000 рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем он несет излишнее налоговое бремя.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), администрация г. Сургута, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Орион" просит отменить данное решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Из Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступили возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Орион" Чурманова А.А. просила об отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что представленный заявителем отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46 не соответствует Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки, в результате чего не может быть признан надлежащим доказательством по делу. При этом экспертное заключение на отчет Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" не в полной мере подтверждает итоговую величину рыночной стоимости земельного участка, не представлена проверка корректности проведенных расчетов, анализ сделанных выводов.
Судебная коллегия вывод суда находит ошибочным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Отношения в сфере установления кадастровой стоимости земельного участка, в том числе в размере, равном его рыночной стоимости, регулируются положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Орион" с 14 октября 2013 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46, внесенного в Государственный кадастр недвижимости 18 апреля 2007 года.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости установлена по состоянию на 1 января 2010 года в размере 76 356 262 рубля 04 копейки на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2010 года N 343-п.
Общество обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением 3 февраля 2015 года, в приеме которого к рассмотрению было отказано уведомлением от 5 февраля 2015 года.
В подтверждение своих доводов о том, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, заявителем в материалы дела представлен отчет об оценке N 116/03-00890 от 4 сентября 2014 года, выполненный оценщиком Сургутской Торгово-промышленной палаты Д., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 19 507 000 рублей.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.
Из данного отчета следует, что оценщик произвел анализ рынка земельных участков г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией.
Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал три аналога объекта оценки, предложенных к продаже в январе, декабре 2009 г. Выбор объектов-аналогов обоснован оценщиком и произведен в соответствии с положениями пункта 22 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.
Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Для оценки земельного участка за единицу сравнения выбран 1 кв.м, как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных участков. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. В отчете приведены необходимые корректировки.
При вынесении решения суд первой инстанции не учел, что в силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Выводы отчета об итоговой величине рыночной стоимости объекта оценки подтверждены заключением эксперта N Э-10415 от 21 апреля 2015 года Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", которая проведена на основании определения суда.
При таких данных, оснований для вывода о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем суд первой инстанции при наличии сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости земельного участка в нарушение статей 79 и 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о назначении судебно-оценочной экспертизы на обсуждение не поставил, по своей инициативе данную экспертизу не назначил.
Доказательств иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости заинтересованными лицами в суд не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка в суде первой инстанции ими не заявлялось.
При таких обстоятельствах указанная в отчете от 4 сентября 2014 г. N 116/03-00890 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46, общей площадью 24 863 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под котельную, мазутное хозяйство и здание очистных сооружений ливневых стоков, расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, в западном промрайоне по ул. Автомобилистов, 3, подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.
Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, Судебная коллегия считает необходимым указать дату подачи Обществом заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 3 февраля 2015 года, с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 г. отменить и принять новое решение, которым заявление общества с ограниченной ответственностью "Орион" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46, площадью 24 863 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под котельную, мазутное хозяйство и здание очистных сооружений ливневых стоков, расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, в западном промрайоне по ул. Автомобилистов, 3, равной его рыночной стоимости в размере 19 507 000 рублей по состоянию на 1 января 2010 г. на период с 1 января 2015 г. до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 3 февраля 2015 года.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 69-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был