Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2015 г. N 50-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Денисенко О.И.
на решение Омского областного суда от 10 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления
об оспаривании постановления избирательной комиссии Омской области от 3 августа 2015 года N 127-957 "Об отказе О.И. Денисенко в регистрации кандидатом на должность Губернатора Омской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Денисенко О.И. и его представителей Колодежного Д.В. и Степанова Д.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против апелляционной жалобы представителя избирательной комиссии Омской области Нестеренко А.Н. и представителей Назарова В.И. - Романовского М.Э. и Фролова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июня 2015 года N 166 "О назначении выборов Губернатора Омской области" на 13 сентября 2015 года назначены выборы губернатора Омской области.
Постановлением избирательной комиссии Омской области от 3 августа 2015 года N 127-957 Денисенко О.И. отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора Омской области на основании подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ), подпункта 6 пункта 2 статьи 29 Закона Омской области от 5 июля 2012 года N 1462-ОЗ "О выборах Губернатора Омской области" в связи с представлением недостаточного количества достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.
Денисенко О.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления, ссылаясь на неправомерность действий избирательной комиссии, которая не засчитала проставленную в поддержку его выдвижения подпись депутата Крутинского районного Совета Омской области Лушовой Н.И. в связи с тем, что ранее она проставила свою подпись в поддержку выдвижения кандидата Назарова В.И.
Указывал на то, что в силу подпункта 1 пункта 7 статьи 28, пункта 13 статьи 26 Закона Омской области "О выборах Губернатора Омской области" подпись Лушовой Н.И. в поддержку выдвижения кандидата Назарова В.И. является недостоверной, так как совершена под принуждением председателя Крутинского районного Совета Омской области Афанасьева В.П.
Решением Омского областного суда от 10 августа 2015 года в удовлетворении заявления Денисенко О.И. отказано.
В апелляционной жалобе Денисенко О.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных Денисенко О.И. требований.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 названного Федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ" здесь и далее по тексту имеется в виду "статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ"
Недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт "д.1" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона).
Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 26 Закона Омской области "О выборах Губернатора Омской области" в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Омской области. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора Омской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Омской области.
Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Омской области.
Постановлением избирательной комиссии Омской области от 11 июня 2015 года N 117-869 "Об определении числа лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Омской области и определении числа муниципальных районов, городских округов Омской области, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора Омской области" определено, что для поддержки выдвижения кандидата на должность губернатора Омской области должны быть собраны 234 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Омской области и (или) избранных на муниципальных выборах, и действующих глав муниципальных образований, находящихся на территории Омской области (пункт 1).
Из них должно быть собрано 30 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городского округа, находящихся на территории Омской области, и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных районов и городского округа, находящихся на территории Омской области (пункт 2 постановления).
При этом подписи должны быть собраны не менее чем в 24 муниципальных районах Омской области и в городском округе городе Омске или не менее чем в 25 муниципальных районах Омской области (пункт 3 постановления).
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением (пункт 7 статьи 26 Закона Омской области "О выборах Губернатора Омской области").
В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата; если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Аналогичные положения установлены пунктом 8 статьи 28 Закона Омской области "О выборах Губернатора Омской области".
Как установлено судом первой инстанции, 25 июля 2015 года кандидатом на должность губернатора Омской области Денисенко О.И. в избирательную комиссию Омской области для регистрации представлено 245 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Омской области в поддержку его выдвижения, из них 32 подписи депутатов, представляющих 24 муниципальных района и 1 - городской округ город Омск.
В результате проверки представленных подписей избирательной комиссией Омской области из числа подписей, поданных в поддержку выдвижения кандидата Денисенко О.И., были исключены подписи депутата Крутинского районного Совета Омской области Лушовой Н.И. и главы Павлоградского района Омской области Капли А.Н., поскольку было установлено, что указанные лица ранее поддерживали выдвижение кандидата в губернаторы Омской области Назарова В.И.
Подпись Селионова М.В. также была исключена из числа указанных подписей на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 28 Закона Омской области "О выборах Губернатора Омской области", так как проставлена лицом, не являвшимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования.
Из итогового протокола проверки листов поддержки кандидата Денисенко В.И. следует, что количество достоверных подписей составило 242, в число которых вошли 30 достоверных подписей депутатов, представляющих 23 муниципальных района и городской округ город Омск, что составляет менее трех четвертей муниципальных образований, требуемых в соответствии с пунктом 5 статьи 26 Закона Омской области "О выборах Губернатора Омской области".
Отказывая в регистрации заявителя в качества кандидата на должность губернатора Омской области, избирательная комиссия Омской области исходила из требований закона, которым не допускается зачет подписи, ранее поставленной в пользу другого кандидата.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства были установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении пассивного избирательного права кандидата Денисенко О.И., которым судом первой инстанции дана неверная оценка.
Как следует из материалов дела, общее количество представленных кандидатом Денисенко О.И. достоверных подписей соответствовало установленному избирательным законодательством Омской области нормативу. Однако поводом к отказу в его регистрации в качестве кандидата на должность губернатора Омской области послужил недостаточный уровень представительства муниципальных образований вследствие исключения одной подписи выборного должностного лица органа местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что 20 июня 2015 года Лушова Н.И. проставила свою подпись в поддержку выдвижения кандидата на должность губернатора Омской области Назарова В.И., после чего 24 июня 2015 года она поддержала выдвижение кандидата Денисенко В.И.
В таком случае положения пункта 20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ прямо предписывают, что зачету подлежит именно та подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Между тем в ситуации, когда при добросовестности действий кандидата в качестве единственного препятствия для реализации им своего пассивного избирательного права является факт исключения из числа представленных им подписей лишь одной подписи депутата органа местного самоуправления, ранее поддержавшего другого кандидата, особое значение приобретает детальное исследование указанных обстоятельств и их оценка.
Оценивая в этой связи действия Лушовой Н.И. по поддержке кандидата Назарова В.И., суду надлежало исходить из её публично-правового статуса, который предопределяет характер её деятельности, подчиненной интересам представляемого ею муниципального сообщества.
Как пояснила в суде Лушова Н.И., проставление подписи в пользу кандидата Назарова В.И. было обусловлено реальным восприятием ею угроз со стороны председателя Совета Крутинского района Омской области Афанасьева В.П., убедившего её в том, что отказ в поддержке выдвижения указанного кандидата приведет к значительному сокращению бюджетного финансирования Крутинского муниципального района Омской области. Указанный факт психологического воздействия на депутата Лушову Н.И. нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом последняя, являясь членом бюджетной комиссии органа местного самоуправления, понимала последствия сокращения финансирования района, бюджет которого формируется в основном за счет областных бюджетных ассигнований, любое уменьшение которых неизбежно повлечет снижение уровня жизни её избирателей, интересы которых в силу депутатских полномочий она обязана отстаивать.
Изложенное не было учтено судом первой инстанции, который сделал вывод об отсутствии реальной угрозы только в отношении жизни, здоровья, имущества самой Лушовой Н.И. и её близких родственников, но в то же время оставил без внимания иной аспект принуждения, который с учетом конкретных обстоятельств проставления подписи Лушовой Н.И. бесспорно свидетельствует о наличии факторов, повлиявших на её волеизъявление.
Неправильная оценка судом обстоятельств дела привела к ошибочному выводу о недоказанности имевшего место 20 июня 2015 года факта принуждения Лушовой Н.И. к проставлению подписи в поддержку выдвижения кандидата Назарова В.И., которая могла быть признана судом недостоверной и зачтена в пользу кандидата Денисенко О.И.
Оставлена судом без внимания и должной оценки и позиция самого кандидата Назарова В.И., обращавшегося в избирательную комиссию с просьбой об исключении подписи Лушовой Н.И. из листа его поддержки и зачёте этой подписи в пользу кандидата Денисенко О.И. в целях восстановления нарушенного пассивного избирательного права данного кандидата и проведения подлинно свободных и справедливых выборов.
При таком положении дела решение суда об отказе в удовлетворении заявленных Денисенко О.И. требований не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 10 августа 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные Денисенко О.И. требования удовлетворить.
Постановление избирательной комиссии Омской области от 3 августа 2015 года N 127-957 "Об отказе О.И. Денисенко в регистрации кандидатом на должность Губернатора Омской области" признать незаконным и отменить.
Обязать Избирательную комиссию Омской области зарегистрировать Денисенко О.И. кандидатом на должность губернатора Омской области.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2015 г. N 50-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был