Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-70
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый дом "Южный Со"
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений
по апелляционной жалобе заявителя
на решение Московского городского суда от 22 мая 2015 г., которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей "Торговый дом "Южный Со" Валяева К.Г. Подборского К.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Решетникова Д.К., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Торговый дом "Южный Со" (далее - ЗАО "ТД "Южный Со") обратилось в Московский городской суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0007002:14415 и 77:05:0007002:14422, равной их рыночной стоимости, начиная с 1 января 2014 г., и возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости названных объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований ЗАО "ТД "Южный Со" указало, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимого имущества существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности общества как плательщика налога на имущество организаций.
Решением Московского городского суда от 22 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "ТД "Южный Со", ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм материального права просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. По мнению общества, суд неправильно определил дату, на которую должен быть подготовлен отчет о рыночной стоимости указанных нежилых помещений, и пришел к неверному выводу о том, что представленный обществом отчет является ненадлежащим доказательством.
Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ЗАО "ТД "Южный Со" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0007002:14415 общей площадью 18 305,5 кв.м, и 77:05:0007002:14422 общей площадью 3 688,5 кв.м, которые расположены по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская, д. 9, корп. 4.
Согласно кадастровым справкам, имеющимся в материалах дела, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимого имущества определена на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 752-ПП, в следующем размере: нежилое помещение N 77:05:0007002:14415 - 3 186 871 322,36 руб., N 77:05:0007002:14422 - 638 301 822,5 руб.
Заявление общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, поступившее 28 ноября 2014 г. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной в городе Москве (далее - Комиссия), решением от 17 декабря 2014 г. отклонено, что послужило основанием для общения в суд.
В обоснование рыночной стоимости объектов недвижимости общество представило отчет от 18 ноября 2014 г. N АЮ-101-1199/1014, подготовленный оценщиком ООО "Атлант Оценка" (далее - отчет N АЮ-101-1199/1014), согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0007002:14415 и 77:05:0007002:14422 по состоянию на 1 января 2013 г. составила 1 242 643 018 руб. и 248 890 282 руб. соответственно. Обществом также представлено положительное экспертное заключение от 26 ноября 2014 г. N 3266/С-14 на указанный отчет, составленное НП СРО "СВОД".
Согласно постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", которым утверждена кадастровая стоимость указанных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г., постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 752-ПП утратило силу с 1 января 2015 г. Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции оспариваемая кадастровая стоимость нежилых помещений являлась архивной.
Однако, Судебная коллегия, учитывая положения пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", абзаца третьего пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" полагает, что требование заявителя о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, поскольку на дату обращения в Комиссию у ЗАО "ТД "Южный Со" сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Вместе с тем, вывод суда о том, что отчет N АЮ-101-1199/1014 не соответствует законодательству об оценочной деятельности и является ненадлежащим доказательством по делу, является правильным в силу следующего.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) самостоятельным основанием пересмотра кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
Как предусмотрено положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, при государственном кадастровом учете ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в названном случае является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с поименованной статьей.
В данном случае, нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:05:0007002:14415 и 77:05:0007002:14422 поставлены на кадастровый учет 16 июля 2013 г. и 18 октября 2013 г., соответственно. Следовательно, даты постановки на учет указанных объектов недвижимого имущества являются датами, на которую должна была быть определена их рыночная стоимость.
Между тем, в отчете N АЮ-101-1199/1014 рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на 1 января 2013 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения их кадастровой стоимости.
Следовательно, названный отчет оценщика не подтверждает итоговую рыночную стоимость нежилых помещений на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена их кадастровая стоимость.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по основаниям, указанным в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 22 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Торговый дом "Южный Со" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-70
Текст определения официально опубликован не был