Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 сентября 2015 г. N 03-04-07/50654
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения средств, полученных субъектами предпринимательства из бюджета края, которые осуществляют размещение граждан, вынужденно покинувших территорию Украины, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 692 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения" (постановление Правительства Российской Федерации N 692) установлен порядок и условия предоставления в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения, в том числе расходы на временное размещение, питание и транспортные расходы.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 N 692 главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 29.08.2014 N 927 "Об обеспечении временного социально-бытового обустройства лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Краснодарского края", согласно которому муниципальным образованиям, на территории которых введен режим чрезвычайной ситуации и располагаются пункты временного размещения лиц, за счет средств бюджета Краснодарского края выделяются межбюджетные трансферты (далее - постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 927).
Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 927 хозяйствующие субъекты предпринимательства имеют право на получение компенсации из краевого бюджета в целях финансового обеспечения мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории муниципального образования Краснодарского края, из расчета 800 рублей в сутки на человека.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на доходы физических лиц, установлен статьей 217 Кодекса.
Данной статьей не установлено освобождение от налогообложения бюджетных средств, полученных индивидуальными предпринимателями на возмещение затрат, связанных с временным размещением лиц вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории края.
В связи с этим указанные средства учитываются индивидуальными предпринимателями при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в составе доходов.
При этом расходы, направленные на социально-бытовое обустройство лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, при наличии подтверждающих документов в соответствии со статьей 221 Кодекса учитываются в составе профессиональных налоговых вычетов в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
2. На основании статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой Кодекса.
В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
В статье 251 Кодекса указан перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Указанный пункт Кодекса относится к некоммерческим организациям, следовательно, не применяется в рассматриваемом случае.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, по перечню таких доходов, поименованных в указанном подпункте Кодекса, при выполнении условий, установленных названным подпунктом Кодекса.
Субсидии, полученные коммерческими организациями, не признаются целевыми поступлениями в понятии, приведенном в Кодексе, и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Учитывая изложенное, средства, полученные коммерческими организациями из бюджета края в качестве компенсации при осуществлении деятельности, направленной на обустройство лиц вынужденно покинувших территорию Украины, подлежат учету в целях исчисления налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
3. Субсидии, получаемые субъектами предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения из бюджета Краснодарского края в виде возмещения затрат, связанных с временным социально-бытовым обустройством лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и должны учитываться такими субъектами предпринимательства - получателями субсидий в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, как внереализационные доходы.
При объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, на покрытие которых предоставлялись указанные субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и, соответственно, дополнительного налогообложения данных субсидий не происходит.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Субъекты предпринимательства, которые размещают граждан, вынужденно покинувших территорию Украины, получают из бюджета региона средства. В связи с этим разъяснено следующее.
Перечень доходов, не облагаемых НДФЛ (освобождаемых от него), установлен НК РФ.
Данным перечнем не предусмотрено освобождение от налогообложения бюджетных средств, полученных ИП на возмещение затрат, связанных с временным размещением лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения.
В связи с этим указанные средства учитываются ИП при определении налоговой базы по НДФЛ в составе доходов.
При этом расходы, направленные на социально-бытовое обустройство лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, при наличии подтверждающих документов учитываются в составе профессиональных налоговых вычетов в целях исчисления НДФЛ.
Также разъяснено, что средства, полученные коммерческими организациями из бюджета региона в качестве компенсации при осуществлении деятельности, направленной на обустройство лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, учитываются в целях исчисления налога на прибыль в общеустановленном порядке.
Субсидии, получаемые субъектами предпринимательства, применяющими УСН, из бюджета региона в виде возмещения затрат, связанных с временным социально-бытовым обустройством лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений). Они должны учитываться при определении налоговой базы по УСН как внереализационные доходы.
Если применяется УСН с объектом "доходы минус расходы", то расходы, на покрытие которых предоставлялись указанные субсидии, учитываются при определении налоговой базы. Соответственно, дополнительного налогообложения данных субсидий не происходит.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 сентября 2015 г. N 03-04-07/50654
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 23 октября 2015 г. N 41