Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-71
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Московский машиностроительный завод "АВАНГАРД" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, возложении обязанности на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского городского суда от 25 марта 2015 г., которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Решетникова Д.К., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Московский машиностроительный завод "АВАНГАРД" (далее - ОАО "ММЗ "АВАНГАРД", общество) является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356 общей площадью 265 132 кв. м, который расположен по адресу: г. Москва, ул. Клары Цеткин, вл. 33 и обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия) от 12 сентября 2014 г. N 51-2647/2014 об отклонении заявления общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356 и обязании Комиссии принять решение об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований общество сослалось на нарушение Комиссией при принятии указанного решения требований статьи 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок), указав, что оспариваемое решение препятствует реализации права заявителя на пересмотр кадастровой стоимости названного земельного участка, которая затрагивает права и интересы ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" как плательщика земельного налога.
Решением Московского городского суда от 25 марта 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" просит отменить решение суда, как принятое с нарушение норм материального права и норм процессуального права, при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение. По мнению общества, причины пропуска обществом срока обжалования решения Комиссии являются уважительными, на момент обращения в суд общество не утратило право на оспаривание кадастровой стоимости указанного земельного участка. Кроме того, суд неправильно определил дату, на которую должен быть подготовлен отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, и пришел к неверному выводу о том, что представленный обществом отчет является ненадлежащим доказательством.
Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Пунктом 20 Порядка предусмотрено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Как усматривается из материалов дела, уведомлением Комиссии от 4 апреля 2014 г. обществу отказано в принятии документов для пересмотра кадастровой стоимости названного объекта недвижимости по причине пропуска срока подачи заявления. Названное уведомление решением Арбитражного суда г. Москвы от 9 июля 2014 г. по делу N А40-62759/2014 было признано незаконным, на Комиссию возложена обязанность рассмотреть по существу заявление ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356.
Решением Комиссии от 12 сентября 2014 г. заявление общества было отклонено по причине расхождения рыночной стоимости указанного земельного участка, указанной в отчете N АД-04.14-РН, подготовленного по заказу общества, и его кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 г. более чем на 30%. Комиссия также указала, что оформление и содержания отчета не соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 21 января 2015 г., оставленным без изменения определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 г., производство по делу N кв. м о признании незаконным решения Комиссии от 12 сентября 2014 г. N 51-2647/2014 прекращено, в связи с тем, что дело не подведомственно арбитражному суду.
С заявлением о признании незаконным указанного решения Комиссии заявитель обратился в Московский городской суд 23 января 2015 г. При подготовке дела заявитель подал заявление об уточнении способа защиты нарушенных прав, в котором указал, что его требования направлены на признание незаконным решения Комиссии.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление об оспаривании решения Комиссии, подано обществом в суд за пределами трехмесячного срока, установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд первой инстанции выяснил причины пропуска срока заявителем и пришел к выводу, что они не являются уважительными.
При этом суд также указал, что на момент обращения ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" в Комиссию кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356, установленная по состоянию на 1 января 2012 г., утратила актуальность. Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", вступившим в силу 1 января 2014 г., постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 670-ПП) по состоянию на 1 января 2012 г. признано утратившим силу и утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 15 767 423 901,88 руб.
Общество обратилось 1 сентября 2014 г. в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, определенной на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением N 670-ПП, в размере 13 000 482 488 руб. по состоянию на 1 января 2012 г.
В данном случае указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 7 октября 2013 г. ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" представило в Комиссию отчет об оценке от 13 февраля 2014 г. N АД-04.14-РН, подготовленный оценщиком ООО "Адэро", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356 определена по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 3 600 037 669 руб.
С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу, что указанный выше отчет оценщика составлен на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости, и не подтверждает итоговую рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по основаниям, указанным в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 25 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московский машиностроительный завод "АВАНГАРД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-71
Текст определения официально опубликован не был